Аннотация:Актуальность исследования инновационных процессов определяется снижением конкурентоспособности российской экономики в системе мирового хозяйства. Современные предприятия наиболее развитых стран перешли к конкуренции на основе постоянно обновляющихся продуктов, обладая лучшими условиями по разработке и внедрению новых технологий. В развитых странах активно идет становление новой экономики, связанной с пятым и шестым технологическим укладом: нано-, био-, информационными и когнитивными технологиями (NBIC). Фирмы быстро развивающихся экономик, таких как Китай, Индия, Бразилия, Мексика, обладая низкой стоимостью квалифицированной рабочей силы, преимущественно заимствуют технологии и концентрируют стадии сборки и производства готовой высокотехнологичной продукции. Но именно возможность получения новых знаний, способность к обучению и последующему внедрению полученных знаний, сегодня становятся условием формирования производственных цепочек, взаимодействия между компаниями и повышения их конкурентоспособности. Мир находится в завершающей фазе пятого кондратьевского цикла и на пороге зарождения нового технологического уклада (к 2020–2025 гг. [1]), признаками которого являются всеобщая дигитализация, роботизация и развитие «умных» межсредовых сетей. Потенциальное снижение занятости может привести к кардинальному изменению объекта региональных исследований [8]. Для неоднородной России эти процессы будут иметь ярко выраженный географический характер. Для понимания этих перемен, для обоснования политических решений необходимы соответствующие исследования и взаимоувязанные с ними специализированные учебные курсы. Классики экономической географии в СССР Н.Н. Баранский и Н.Н. Колосовский были инициаторами новых методов и направлений изучения размещения промышленных технологий, что было своеобразным аналогом географии инновационных процессов в индустриальный период. Сегодня за рубежом сложилось научное направление, которое условно можно назвать географией (или регионалистикой) инноваций. В данной главе мы хотели бы обратить внимание на наиболее значимые концепции и методы, которые стоит учесть исследователям, а также при преподавании новой дисциплины