Ислам и политика в мусульманском обществеМеждународные процессы ТОМ 17. НОМЕР 1 (56) ЯНВАРЬ - МАРТ / 2019 ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВИЛКИЛариса ЕфимоваИслам и политика в мусульманском обществестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 28 февраля 2020 г.
Аннотация:Одно из главных направлений исламского возрождения – поиск собственных форм политического развития, исламской государственной идентичности. Традиционная мусульманская правовая
доктрина не предлагает однозначных решений по вопросам организации и функционирования
власти, а задаёт лишь общие ориентиры, оставляющие возможность для поливариантности.
В этой связи научный интерес вызывает вопрос о факторах, определяющих тот или иной вариант
государственно-политической системы в конкретном мусульманском обществе, правовые формы
взаимоотношений религии и политики, их сложное со-развитие в конкретном страновом и
временнόм контексте. Настоящая статья посвящена изучению этих факторов, моделей государственно-политических систем, форм взаимодействия религии и власти, роли ислама в политике
на примере Республики Индонезия. Потребность в анализе индонезийского опыта обусловлена
тем, что в стране сложилась гибкая и весьма эффективная модель взаимоотношений ислама и
государства. Изучение истории индонезийской государственности, эволюции в её рамках взаимоотношений ислама и политики приводит к выводу, что наиболее важную роль здесь играет переплетение ряда объективных и субъективных факторов: культурно-цивилизационной специфики,
сложившейся на протяжении столетий и определяющей уровень исламизации религиозного
сознания, что находит отражение в политической культуре; географический и религиозно-демографический факторы. Эволюция характера и степени влияния ислама на политику происходит
также под влиянием конкретно-исторической обстановки в стране, изменения политических
режимов, внутриполитического противоборства. Роль ислама в политике возрастает, когда
закрываются другие каналы для выражения групповых интересов или социально-политического
протеста, и снижается при отсутствии внутренней сплочённости исламской уммы, конкуренции
между исламскими партиями, организациями и лидерами. Пример Индонезии интересен тем,
что, апеллируя к самобытной цивилизационной специфике, страна противостоит стремлению
исламистов-фундаменталистов навязать исламскому миру стандарты ближневосточной модели
развития, так называемый «халифатистский проект», концепцию «исламского государства»,
игнорируя культурно-цивилизационные особенности неарабских мусульманских народов, многообразие культурно-исторического и политического развития мусульман.