Аннотация:В ряде работ последних пятнадцати лет была сделана попытка обосновать принципиально важный для иеротопии тезис: восприятие византийского храма определялось образами-парадигмами, которые существовали помимо фигуративных изображений на стенах, сводах и полах храмов . Доминирующим был образ-парадигма Небесного Иерусалима, который создавался при помощи самых разных медиа, включая архитектуру, изображения, систему обрядов, драматургию света, организацию запахов и звуковую среду — все они должны были создать ощущение пребывания внутри пространственной иконы «Царства Небесного на Земле», которое сознательно не было представлено в виде плоской фигуративной картины . Наряду с этим доминирующим образом были проанализированы образы- парадигмы «Храмовой Завесы», «Вращающегося света» и «Райских рек» .
В настоящей работе будет сделана попытка впервые проанализировать образ-парадигму «Святой горы», которая, на мой взгляд, в значительной степени определяла восприятие как внешнего облика, так и внутреннего пространства византийского храма. Наблюдение, что купольный храм создавал образ горы и своим внешним видом, и организацией интерьера вполне очевидно, однако оно не получило достойного осмысления в мировой науке, возможно, именно в силу простоты и наглядности самого тезиса. Тема «Святой горы» присутствует уже в ранневизантийских купольных базиликах, восходящих иудео-христианской матрице «Храма Соломона на горе Мориа» (т.н. Храмовая гора»). Идея, вполне ясно присутствующая в ранней архитектуре, приобрела концептуальную законченность в облике классического крестово-купольного храма с его ступенчатой башнеобразной структурой. При этом вершина «горы» (барабан с куполом) становился источником света, преображающим все внутреннее пространство. И в этом смысле тема «Преображения Господня на горе Фавор» присутствовала в каждом крестово-купольном храме.
Однако ключевым элементом в образе-парадигме «Святой горы», был находящийся в подкупольном пространстве амвон. Практически обязательный элемент убранства в ранневизантийскую эпоху, амвон в дальнейшем был редуцирован до полукруглого выступа на солее перед Царским вратами (при этом «святогорская тема» стала почти неразличимой). В ранней Византии амвон был не только приспособлением для чтения Евангелий и Деяний апостолов, но и важнейшим иконическим образом, доминирующем в интерьере храма.