Феноменологический анализ динамики переживаний клиента в процессе психотерапии //Актуальные вопросы экономики, права, психологии и образованиятезисы доклада
Аннотация:В работе рассматривается возможность операционализации понятия «оптимальное переживание» (М. Чиксентмихайи) для качественного изучения клиентского опыта в психотерапии. Приведены результаты феноменологического исследования динамики переживаний клиентов в процессе психотерапии. В качестве инструментария было разработано полуструктурированное предметно-фокусированное (тематическое) интервью, включающее в себя в качестве основных смысловых единиц базовые компоненты модели оптимального переживания: удовольствие, усилие, смысл. Выборку составили клиенты, записавшиеся на консультацию к терапевту (откликнувшиеся на приглашение в фейсбуке), - 6 человек (4 женщины, 2 мужчин). План исследования включал в себя три этапа проведения интервью: начальный, основной и завершающий. В качестве метода анализа интервью анализа интервью использовался описательный феноменологический анализ А. Джорджи. Проведение интервью с клиентами до и после прохождения разовой терапевтической сессии позволило выделить и сопоставить список значимых тем. Исследование показало эффективность использования феноменологического анализа интервью клиентов психотерапии. В частности, было получено, что ключевые изменения в процессе и в результате психотерапии проявляются в таких аспектах переживания, как: восприятие ситуации и себя, открытие новых возможностей и перспектив, принятие и лучшее понимание себя.