Аннотация:Настоящая статья посвящена рассмотрению мифологем Неба и Земли, а также божеств-небожителей Рода и Рожаниц с целью раскрытия характерных особенностей восточнославянской мифопоэтической и паремической картин мира. Особое место в работе занимает анализ ключевых терминов родства, семантика которых прослеживается от начальной индоевропейской формы вплоть до их функционирования в белорусском, русском и украинском языках. Возникший на этом фундаменте социально-коммуникативный модус бытия соединял в себе личностный способ существования и единый принцип организации родоплеменных общностей, которые дополняли друг друга.
Теоретико-методологическую основу представленного исследования составила, во-первых, холистическая методологическая традиция, которая восходит к античному триадному методу представления целостности. А во-вторых, культурно-историческая концепция сознания Г.Г. Шпета, который выделил основные ступени в эволюции архаичного сознания. Обращение к истокам мифопоэтической картины мира и лексико-семантического поля родства выявило направленность восточных славян на фратерниальные и семейно-родовые ценности.