Взаимодействие основных центров мистического ислама в IX–X ввстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 января 2020 г.
Аннотация:В статье моделируется историческая эволюция раннего суфийского движения на основе изучения материалов, почерпнутых из восьмидесяти трех биографий мусульманских подвижников IX–X вв., содержащихся в классическом суфийском трактате арабского богослова Абу-л-Касима ал-Кушайри (986–1072) «ар-Рисала ал-кушайриййа фи ‘илм ат-тасаввуф» («Послание о суфийской науке»). В качестве компаративного источника используется работа «Раскрытие скрытого за завесой» («Кашф ал-махджуб») персидского суфия ‘Али ибн ‘Усмана ал-Худжвири (1009–1072/77). На основе анализа агиографического материала автор выделяет четыре ранних центра формирования мистического ислама – Египет, Ирак, Сирию, Хорасан и Мавераннахр. Рассматриваются особенности каждого отдельного центра, а также их культурное взаимодействие. Наибольшей активностью отличалась багдадская суфийская школа, поддерживающая духовные контакты с представителями практически всех направлений внутри раннего мистического ислама. Авторы изученных источников указывают на появление в Сирии и Египте местных мусульманских аскетических традиций. В частности, начался процесс складывания культа мусульманских «святых» на основе концептуализации идейных представлений о стоянках-макамат и состояниях-ахвал на пути суфия и ма‘рифа – интуитивном познании Аллаха. Тем не менее, если египетская и сирийская суфийские школы быстро попали под сильное влияние Багдада, Хорасан и Мавераннахр смогли отстоять свою духовную независимость и со временем стали основными противниками Ирака. Пропагандируемый мистиками из этих провинций «опьяненный» суфизм резко критиковался багдадскими подвижниками умеренного толка. Сторонники «трезвости» отстаивали идею того, что после субстанционального слияния с Божеством в результате фана’
– уничтожения в Нем, подвижник должен вернуться в исходное состояние сознания. В развернувшейся острой интеллектуальной полемике принимали участие не только суфийские подвижники, но и мусульманские богословы-«законники» и представители властных структур, боровшиеся против мессианских и мистических движений, чреватых народными волнениями и дезинтеграцией государства. В итоге «умеренность» мистического ислама багдадской школы, его гибкость при контактах с представителями разных местных мистическо-аскетических традиций в исламе и прямая связь с властными структурами послужили фундаментом для всего здания классического суфизма.