Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучиемстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 января 2020 г.
Аннотация:Представлен анализ эмпирических данных о взаимосвязи характера переживания учебы с психологическим благополучием учащегося и с эффективностью учебной деятельности.Данные были получены с помощью методики диагностики переживаний в деятельности (ДПД) и ряда дополнительных методик (ШПАНА, ООС, СЖО, ШУДЖ и др.).Приведены результаты четырех исследований.Первое посвящено психометрической валидизации опросника ДПД.Результаты подтвердили конструктную валидность предложенной модели переживания.Второе исследование посвящено сравнению переживаний в разных видах деятельности (учебной и досуговой).Различия в структуре корреляций разных переживаний между собой подтвердили гипотезу о переживании как элементе структуры деятельности (а не структуры личности).В описании третьего исследования представлены данные о связи переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью.Обнаружено, что лишь переживание удовольствия связано с показателем успеваемости.Наконец, целью последнего исследования было выявить на материале объединенной выборки структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия.Показатели удовольствия и смысла тесно связаны друг с другом и отрицательно связаны с показателем пустоты, тогда как показатель усилия показал крайне слабые связи с тремя другими показателями.Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (показатель пустоты — обратные связи) с индикаторами благополучия.