Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. сообщение iстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 августа 2017 г.
Аннотация:Был проведен комплексный нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ возрастных преобразований регуляторных функций мозга у детей с типичным развитием в период от 9 до 12 лет. В исследовании приняли участие 107 детей без трудностей обучения и отклонений в поведении, которые были разделены на три последовательные возрастные группы (9-10, 10-11 и 11-12 лет). Нейропсихологическое обследование выявило нелинейные возрастные преобразования различных компонентов управляющих функций мозга. При сравнении детей 9-10 и 10-11 лет в старшей группе отмечены значимые прогрессивные изменения функций программирования, возможностей преодоления импульсивных реакций и восприятия социально значимой информации. В то же время в этой группе обнаружены более высокие показатели трудностей произвольной избирательной регуляции действий, а именно трудности переключения с одного элемента программы на другой и удержания усвоенной последовательности действий, а также некоторое снижение мотивации к выполнению когнитивных заданий. У детей 11-12 лет по сравнению с детьми 10-11 лет трудности избирательной регуляции действий при выполнении когнитивных заданий выражены меньше, тогда как импульсивность в поведении наблюдается чаще. Дети старшей группы демонстрируют более высокий уровень мотивации при выполнении заданий. При анализе фоновой электрической активности мозга возрастные различия обнаружены для ЭЭГ-паттернов фронто-таламического и гипоталамического происхождения. Частота встречаемости этих двух типов изменений электрической активности мозга была значимо выше у детей 1011 лет по сравнению с детьми 910 лет. Между двумя старшими возрастными группами значимых различий не обнаружено.