Оценка сложности математической информации в школьных учебниках физикистатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 августа 2019 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст PDF Maier_Ocenka_slozhn_matem_inform_uchebn_fizik_2019.pdf 407,8 КБ 27 июля 2019 [Mayer_Robert]

[1] Майер Р. В. Оценка сложности математической информации в школьных учебниках физики // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 3. — С. 26–32. Важными дидактическими характеристиками учебных текстов являются показатели сложности текстовой и формульной информации. Настоящее исследование состоит в разработке объективного метода оценки общей информативности системы формул и его применении для определения сложности формульной информации в учебниках физики для общеобразовательной школы. Оно основывается на следующей гипотезе: если в качестве характеристик системы формул учебника физики выбрать показатель связности графа формулы – величины, общую информативность формул и коэффициент свернутости информации для входящих в формулы физических величин, это позволит правильно оценить дидактическую сложность системы формул в различных учебниках физики и произвести их сравнение. Для оценки сложности формульной составляющей учебника создают текстовый файл, в котором формулы закодированы словами, и анализируют его с помощью компьютерной программы. При этом используется словарь-тезаурус, содержащий список терминов, соответствующих входящим в формулы величинам, и их дидактические сложности, которые показывают степень свернутости информации. Сложность термина равна количеству слов в объяснении обозначаемого понятия получателю информации, тезаурус которого отвечает тезаурусу ученика пятого класса. Программа определяет суммарную информативность текста (вербально закодированных формул) и его объем, что позволяет вычислить для него коэффициент свернутости информации. Также определяют среднее количество связей, приходящееся на одну вершину графа формулы-величины. Построена гистограмма, показывающая общую информативность основных физических формул для различных классов. Установлено, что по мере изучения физики в школе она увеличивается в десять раз, средняя сложность формул – более чем в два раза, а коэффициенты свернутости формульной составляющей школьных учебников физики, измеренные относительно тезауруса пятиклассника, лежат в интервале от двух до четырех. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть