Количественная оценка сложности изучения электрического и магнитного полей в различных учебниках физикистатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 августа 2019 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст PDF Mayer_Soc_gum_issl_2019.pdf 195,7 КБ 27 июля 2019 [Mayer_Robert]

[1] Майер Р. В. Количественная оценка сложности изучения электрического и магнитного полей в различных учебниках физики // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2019. — № 1. — С. 11–16. Совершенствование учебников и учебных пособий предполагает разработку и развитие количественных методов оценивания дидактических характеристик тех или иных элементов учебного материала. Значительный интерес представляет собой проблема определения дидактической сложности учебных текстов по электродинамике, связанных с введением понятий электрическое поле и магнитное поле. Цель исследования состоит в разработке объективного метода количественной оценки сложности вопросов курса физики и применении данного метода для определения сложности изучения электрического и магнитного полей в различных учебных пособиях по физики для школы и вуза. При этом учебный текст рассматривается как совокупность предложений, каждое из которых несет определенную идею и состоит из обычных слов и научных терминов. Считается, что сложность предложения равна сумме сложностей понимания входящих в него слов (терминов). Сложность термина может быть охарактеризована коэффициентом свернутости, равным числу слов в объяснении соответствующего понятия. Показателем сложности текста является средняя сложность предложения, которая находится как произведение средней сложности слова на среднее число слов в предложении. Нами применялась специальная компьютерная программа, которая анализировала файл и подсчитывала число использований каждого термина и суммировала их сложности. При этом она обращалась к словарю-тезаурусу — специальному файлу, содержащему перечень терминов и соответствующие им коэффициенты свернутости. Для оценки сложности формул, входящих в учебный текст, формулы заменялись словесными описаниями, и получившийся файл также анализировался с помощью компьютерной программы. В статье представлены результаты контент-анализа семи параграфов из различных учебников физики для школы и вуза. Они позволяют утверждать, что разработанная методика оценки коэффициента свернутости учебной информации и сложности текста эффективна и дает правильные результаты. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть