Аннотация:Слова и составляющие их буквы относятся к числу наиболее распространенных единиц зрительного опыта современного человека. Несмотря на сдвиг современной культуры в сторону образного кодирования информации (логотипы, «иконки» приложений на мобильных устройствах, «эмотиконы» для передачи эмоций и т. п.), текст продолжает занимать важное место как в системе обучения, так и в нашей повседневной активности. В силу того что буквы родного алфавита, хотя и осваиваются ребенком по отдельности, чаще представлены в зрительном опыте человека в составе слов, сам процесс их восприятия и опознания перестраивается. Одним из проявлений этих перестроек является так называемый «эффект превосходства слова» (word superiority effect), выражающейся в опознании большего количества букв при кратком предъявлении, если они образуют слово [Cattell, 1886], а также в повышении эффективности опознания букв в составе слова по сравнению с изолированным предъявлением и вхождением в случайный буквенный набор [Reicher, 1969; Wheeler, 1970]. Нам представляется, что при этом слово родного языка выступает как средство организации перцептивной активности субъекта [Фаликман, 2012], что можно продемонстрировать на материале решения субъектом различных перцептивных задач в отношении отдельных букв, входящих в состав слова.
Применение слова как средства решения перцептивной задачи может как осуществляться произвольно (и тем самым связано с постановкой дополнительной цели, связанной с использованием этого средства), так и автоматизироваться в ходе накопления зрительного опыта, что не отменяет опосредствованного характера соответствующих процессов. Эти два варианта опоры на слова как средства решения задачи опознания буквы могут быть рассмотрены как отражение двух источников нисходящих (top-down) влияний на обработку зрительной информации: с одной стороны, это цели и стратегии решения субъектом перцептивной задачи, а с другой стороны –иерархические репрезентации, хранящиеся в его долговременной памяти.
Условиями опоры на первый из источников нисходящих влияний является соответствие актуального воздействия перцептивному опыту субъекта: во-первых, одновременное присутствие всех букв слова в поле зрения, а во-вторых, пространственная сегрегация слова (его отделенность от других буквенных стимулов, присутствующих в поле зрения). Нарушение первого условия посредством побуквенного предъявления ведет к тому, что прочтение слова превращается в перцептивное действие, которое потенциально может быть осуществлено в отношении не связанных друг с другом букв, повышая вероятность их опознания по сравнению с инструкцией назвать как можно больше букв. Тем самым «прочтение слова» выступает как определенный способ организации собственной перцептивной активности, или стратегия решения перцептивной задачи, вне зависимости от наличия соответствующей репрезентации в долговременной памяти.
Если же не удовлетворено условие пространственной сегрегации слова при симультанном предъявлении всех его букв, то слово не используется как средство решения задачи в отношении отдельной буквы, даже если спонтанно замечается наблюдателем, поскольку его произвольное выделение требует дополнительных операций, существенно замедляющих решение задачи поиска/опознания буквы в наборе множества букв. Тем самым представляется возможным предположить, что решение о применении слова как средства принимается на основе того, является ли выделение слова дополнительным действием в структуре данной перцептивной задачи или, напротив, интегрируется в нее в качестве стратегии ее решения.