Идея постчеловека: сравнительный анализ трансгуманизма и постгуманизмастатья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 января 2020 г.

Работа с статьей


[1] Криман А. И. Идея постчеловека: сравнительный анализ трансгуманизма и постгуманизма // Философские науки. — 2019. — Т. 62, № 4. — С. 132–147. В статье рассматриваются современные философские течения трансгуманизм и постгуманизм, центральный вопрос которых – что такое постчеловек?. XXI в. ознаменован противоречивым пониманием роли и статуса человека. С одной стороны, приходит осознание гегемонии человека над всем окружающим миром: в XX в. человечество не только начало покорение космоса, изобрело ядерное оружие, совершило множество поразительных открытий, но и переключило фокус своего внимания на самого себя, точнее – на модификацию себя. Трансгуманистические проекты нацелены на усиление человеческого влияния путем трансформации человека в иные, более мощные и жизнеспособные формы. Подобные стремления продолжают риторику обожествления человека. С другой стороны, вслед за пониманием наступления новой геологической эпохи антропоцена, приходит некоторое отторжение классических представлений о человеческом. Такие категории агентности, как историчность, социальность, субъектность, уже не столь антропоцентричны. По мнению постгуманистов, проект витрувианского человека в современных условиях оказался несостоятельным и вызывает все большее неприятие. Рефлексия на тему человека и его будущего приводит философов к концепциям, исследующим не только человеческое, но и нечеловеческое. Очень часто можно встретить синонимичное понимания трансгуманизма и постгуманизма. Хотя эти философские направления работают с конструктами современности и используют схожую терминологию, но предлагаемые ими интерпретации принципиально различны. Дискурс трансгуманизма отсылает к картезианскому противопоставлению души и тела. Несмотря на сакрализацию технологического и очищение постчеловеческого от таких, казалось бы, постоянных атрибутов живого, как старение и смерть, трансгуманизм во многом продолжает идеи эпохи Просвещения. В понимании постгуманистов субъект номадичен и представляет собой сборку человеческого, животного, дигитального, химерического. Тем самым нарушается главная максима гуманизма о человеке как наивысшей ценности – человек в постгуманизме перестает быть мерой всех вещей. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть