Аннотация:Данная статья посвящена проблеме школьного чтения и осмысленного восприятия художественной литературы, в том числе прозы Лермонтова. По мнению автора, для преподавания лермонтовских произведений необходимо учитывать важнейшее свойство всей прозы писателя – её психологизм. Особое внимание в статье уделяется роману «Герой нашего времени», неизменно вызывающему интерес учащихся и сохраняющему свои позиции в числе других классических произведений. Автор последовательно рассматривает психологические детали и пассажи в тексте романа, показывая их связь с сюжетными изменениями в произведении. Анализ на уроке литературы психологических приёмов, используемых писателем в приведенных фрагментах, способствует достижению целостности в сопряжении важнейших для понимания произведения категорий: герой, деятельность героя, сюжет, идея, смысл. Такой подход в преподавании лермонтовской прозы поможет разработать методическую основу для эффективной работы по обучению учащихся аналитическому чтению классической литературы.