Аннотация:Глупость в виде нежелательных эффектов проявляется в процессах обучения и воспитания. Для её предупреждения, профилактики, а при возникновении и для исправления сложившихся ситуаций, возникает необходимость научного обсуждения действий и приемов, результатом которых становятся эти негативные последствия. В статье глупость характеризуется как редуцированный способ умственных действий, несоответствующий необходимым и существующим на момент совершения этих действий нормам. Выделяются следующие виды глупости: глупость по наивности, глупость по неведению, глупость по невежеству, глупость по привычке, глупость в силу характера. В развитии глупости выделяются следующие этапы: (1) этап допустимой глупости; (2) этап неоправданной глупости; (3) этап закрепления глупости. Важное значение уделяется вопросу о воспроизводстве глупости. В статье рассматриваются технологические приемы формирования и развития глупости, соответствующие следующим уровням. Во-первых, уровню отдельного элемента системы умственных действий. Исключая из содержания образования значимый элемент, обеспечивая его подмену некорректным, ложным, не соответствующим действительности можно получить системный эффект, когда целое, содержащее в том числе и полноценные элементы, будет представлять собой редуцированный способ. Во-вторых, уровню системы умственных действий. На уровне системы возникновение редуцированных способов умственных действий обеспечивается неадекватным отражением сложного системного объекта в целом. В-третьих, уровню условий существования системы умственных действий. Формирование у человека личностно-значимых психологических качеств, обеспечивающих развитие редуцированных способов в системе умственных действий человека.