Аннотация:Анализируются результаты Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проведенного Росстатом в 2017 г. В исторической ретроспективе рассмотрен процесс формирования систем оценки удовлетворённости студентов условиями и результатами обучения. Констатируется, что в условиях современной России абсолютное большинство студентов демонстрируют удовлетворенность обучением в вузе. Наибольшую удовлетворенность обучающихся фиксируется применительно к следующим параметрам оценки: безопасность пребывания в образовательной организации, качество обучения, качество теоретической подготовки, организация учебного процесса. В числе параметров-аутсайдеров оказались: условия пребывания для лиц с ограниченными возможностями, медицинский контроль и помощь, порядок организации внеучебных занятий.
Отмечается, что интерес представляет не столько процентное распределение ответов, связанное с особенностями организации учебного процесса в конкретных вузах, сколько внутренняя логика оценки. Проведен факторный анализ. Выявлено, что студенты оценивают обучение в вузе по двум измерениям. Первое с условным названием «качество образования» связано с оценкой непосредственно учебного процесса и его результатов включает в себя: качество обучения; качество теоретической и практической подготовки; организацию учебного процесса. Второе измерение - «условия обучения» характеризует, прежде всего, инфраструктуру, сопутствующую обучению и объединяет следующие критерии оценки: комфортность пребывания в образовательной организации; организация медицинского контроля и медицинской помощи; наличие и состояние мест для занятий спортом; регулярность и порядок организации внеучебных мероприятий; безопасность пребывания в образовательной организации и на ее территории, условия пребывания для лиц с ограниченными возможностями.
Отмечается, что оценка по каждому измерению может быть разноплановой. С использованием регрессионного анализа определено, что «качество образования» оказывает существенно большее влияние на общую оценку работы вуза, нежели «условия обучения».