Аннотация:В данной статье на материале наиболее востребованных и много раз переизданных учебников по отечественной истории, несомненно, оказавших влияние на формирование представлений о прошлом у нескольких поколений российских школьников XIX в., анализируются особенности описания восшествия на престол Екатерины II. Подробно рассматриваются такие темы, как происхождение императрицы и обстоятельства свержения Петра III в ходе переворота 1762 г. Особое внимание уделяется способам, с помощью которых авторы обосновывают правомерность царствования Екатерины II. В основу проведенного исследования был положен принцип историзма, который позволил выявить зависимость содержания и способов трансляции информации о событиях прошлого от социально-политической среды, в которой создавались школьные учебники. В работе также были использованы сравнительный метод и контекстный анализ. Научная новизна состоит в том, что впервые вопрос о законности правления Екатерины II был изучен на материале школьных учебников XIX в. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что авторы старались миновать проблему легитимности либо посредством сокрытия обстоятельств свержения Петра III и представления императрицы в образе наследника своего супруга, либо путем изображения государственного переворота как события, способствовавшего улучшению благосостояния российского народа и увеличению славы империи.