Аннотация:Статья посвящена этапам актуализации темы Страстей Господних в российской культурной традиции. Древнерусскими иконописцами была наследована византийская иконография Страстной Богородицы с поклоняющимися ей ангелами и орудиями Страстей (икона XIII в. из музея г. Калязина). Позднее страстная тема как будто исчезает из культурного обихода и только в середине XVII в. вновь воплощается в иконном образе Страстной Богоматери, чудесным образом обретенном в 1641 г. в Нижнем Новгороде, а затем перенесенном в Москву. Используя семиотической подход в трактовке позы и жестов персонажей иконы, автор выявляет акцентировку на «уязвимости» Христа, причастности его к человеческой природе. Прослеживается связь прославления иконы и становления московского Страстного монастыря с царствующим семейством Романовых. Рассматриваются различные направления в распространении страстного сюжета в русской культуре XVII–XIХ вв.: «Сказание», повествующее о явлении чудотворной иконы, чтимый прототип, утверждающийся в ее списках; символы Страстей в декоре предметов декоративно-прикладного искусства и украшений книг; циклы гравюр и литературные произведения. Истоки актуализации страстного сюжета автор предлагает искать не только в трансфере европейской барочной традиции, но и в самой сложной обстановке раннего Нового времени.