Аннотация:В статье рассматриваются подходы лидеров национальной интеллигенции к тра-
диционному правовому институту казахского общества суду биев, который переживал
трансформацию в результате проводимых царским правительством реформ в XIX –
нач. XX в. В этих условиях актуализировался вопрос о будущем правовой системы Казах-
стана, которое по-разному виделось представителями передовой интеллигенции. Актив-
ное участие в полемике на страницах периодических изданий проявили как сторонники
сохранения в основе суда биев обычного права (А. Букейханов и др.), так и приверженцы
идеи введения основ шариата в казахских судах (Б.Каратаев, С. Лапин и др.). Особенно
активно участники данного спора проявили себя в послереволюционный период 1917 г.,
когда надежды партии «Алаш» на создание национальной автономии с присущими ей
государственными институтами (в том числе правовыми) были связаны с белым движе-
нием. С установлением советской власти, идеи о дальнейшем функционировании суда
биев были уничтожены, но те споры, которые объединяли национальную интеллигенцию
по этому вопросу, говорят о том, что при обсуждении дальнейшего развития казахского
общества, национальная интеллигенция придавала первостепенное значение суду биев,
как одному из основных институтов, без которого это развитие представлялось невоз-
можным.