Место издания:М.: Экономический факультет имени М.В.Ломоносова
Первая страница:1123
Последняя страница:1128
Аннотация:Экономический факультет МГУ обладает уникальным наследием – научной школой Д.И.Валентея. Основы научного и учебно-методического подхода, заложенного Д.И.Валентеем и его коллегами в 1960-80-ые гг., становятся общепризнанными в передовой науке и образовании. Помимо системности, комплексности и междисциплинарности в исследовании развития населения, в изучении проблем народонаселения (включая демографические проблемы) [1], можно говорить о глобализации науки, связи теоретических и прикладных исследований, значимости работы с данными и проведении социологических исследований, внедрении программно-целевого подхода в разработку социально-демографической политики, а также о единстве образования и науки, вовлеченности и связи поколений, создании международной партнерской сети и мобильности членов школы.
Современные научные школы существуют в новых институциональных условиях (развитие информационных технологий, мобильность кадров, глобализация [2], сетевые формы кооперации, многоступенчатость и вариативность систем образования и внедрение принципа «обучение через научение»). Меняется и содержательный контекст (рост объема микроданных о социуме, методов обработки данных, математизация исследований). Собственно демографические школы остались в меньшинстве, важнейшими становятся принципы междисциплинарности и связи теоретических и прикладных результатов.
Многие черты современных научных школ были предвидены в подходах университетской школы Д.И.Валентея, что может служить залогом ее успешного развития в современных условиях.
1. Зверева Н.В. Научная школа Д.И.Валентея и развитие исследований народонаселения// Федерализм, №2, 2015.
2. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: ИЭПП, 2009.