Аннотация:В статье анализируются праздничные традиции и обряды народов мира. Как правило, вопросы праздничной культуры рассматриваются в региональном аспекте, оторвано от мирового контекста, а очевидные совпадения воспринимаются как заимствования, в связи с чем значительная часть исследований посвящена поискам оригинала и изучением путей распространения традиций. В статье делается попытка создать типологию праздничной культуры народов мира, исходя из идеи единства развития человечества на определенных исторических этапах, а также особенностей хозяйственной деятельности, наложивших свой отпечаток на древнейшие культурные традиции человечества, в том числе обрядово-праздничные, как наиболее устойчивые. Ряд принципиальных моментов в празднованиях народов мира имеет схожие черты. Они могли возникнуть в глубокой древности независимо друг от друга в разных регионах, поскольку основаны на самых простых, чтобы не сказать примитивных, базовых представлениях человека о жизни и его наблюдениях за окружающим миром. В главных традиционных праздниках народов мира, доживших до современности, выделяются четыре основных историко-культурных уровня или «слоя». В статье детально рассматривается первый, древнейший, первобытный слой. Как правило, именно этот период человеческого существования (верхнюю границу которого условно датируем 40 тыс. лет до н.э.) игнорируется исследователями, занимающимися проблемами современных праздничных традиций в силу ограниченности источников и недооценки роли «примитивных» предков в жизни современного человека. Вместе с тем именно в столь глубокой древности формировались базовые представления человека о жизни, смерти и взаимодействии с окружающим миром. И они, судя по сохранившимся археологическим памятникам, были едины для заселившего Евразию «человека разумного».