Понимание грамматических конструкций и построение рассказа учащимися 1-3 классовстатья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 18 сентября 2019 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст VPL-1-2019-all-58-81.pdf 471,3 КБ 16 апреля 2019 [korneev]

[1] Понимание грамматических конструкций и построение рассказа учащимися 1-3 классов / Т. В. Ахутина, А. А. Корнеев, Е. С. Ощепкова и др. // Вопросы психолингвистики. — 2019. — Т. 39, № 1. — С. 53–81. Статья посвящена пониманию обратимых активных и пассивных конструкций детьми 1-3 классов и сопоставлению его с пониманием предложных и инструментальных конструкций, а также с построением рассказа по серии картинок. В исследовании приняло участие 249 детей, которые прошли тест на понимание грамматических конструкций и полное нейропсихологическое обследование, включая пробу Составление рассказа. Кластерный анализ позволил разделить испытуемых на три группы. Дети группы 1 хорошо понимали активные конструкции с прямым порядком слов (АП) и пассивные с обратным порядком слов (ПО) и плохо пассивные с прямым порядком, что интерпретируется как использование правила порядка слов Первое имя – Агент. Дети группы 2 хуже всего понимали ПО конструкции, что свидетельствует об опоре этих детей на падежные окончания. Дети группы 3 успешно понимали все конструкции, гибко используя разные стратегии. Группы различались и по времени реакции, и по нейропсихологическим характеристикам, которые улучшались от первой к третьей группе. Сравнение понимания залоговых конструкций с пониманием обратимых предложных и инструментальных конструкций, а также необратимых конструкций показало наличие корреляций их средней продуктивности и времени ответов. Анализ влияния порядка слов на понимание предложных и инструментальных конструкций обнаружил, что большинство детей лучше и быстрее понимают те конструкции, в которых порядок слов соответствует порядку в сенсомоторных стереотипах. Можно предположить, что влияние сенсомоторных стереотипов – это проявление воплощенного познания (embodied cognition) в синтаксисе, характерное для большинства детей всех групп, а использование правила Первое имя – Агент, отличающее детей группы 1, – это проявление семантического синтаксиса, вырастающего из ситуативного познания (embedded cognition). В целом исследование обнаружило общую тенденцию к соответствию нейропсихологического статуса, школьной успеваемости, успешности понимания ГК и построения рассказов. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть