ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА КОМПЛЕКСНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММстатья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science

Информация о цитировании статьи получена из Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 18 сентября 2019 г.

Работа с статьей


[1] ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА КОМПЛЕКСНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ / Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов, М. С. Ковязина, Н. А. Варако // Вопросы психологии. — 2019. — № 1. — С. 113–123. Работа посвящена рассмотрению рекомендаций и моделей оценки эффективности психологических интервенций, предложенных в психологии здоровья и психологии реабилитации и важных для обеспечения психологического блока реабилитации в рамках комплексной работы с пациентом. Обсуждаются три ключевых аспекта проблемы: комплексный характер реабилитации и ее задач, необходимость участия пациента и встроенность оценки в сам процесс реабилитации. Показано, что оценка эффективности психологического блока реабилитационных и профилактических программ не может быть сведена к оценке динамики отдельных функций или состояния пациентов. Оценка должна способствовать активному участию и вовлечению самих пациентов и их близких в реабилитацию. Основу для выбора первоочередных задач и согласования оптимальных методов их достижения усилиями пациента, близких и разных специалистов бригады предлагают такие модели оценки социальных программ, как PRECEDE-PROCEED и RE-AIM. Модель PRECEDE-PROCEED предлагает схему предварительной оценки возможностей и ограничений реабилитации, включающую рассмотрение социального, эпидемиологического, поведенческого и средового, экологического и политического уровней. Модель RE-AIM дополнительно указывает на то, что интервенция или программа не может быть эффективной, если не обеспечен достаточный охват нуждающихся в ней, не продуманы возможности правильного применения и принятия программы (согласия с ней и понимания ее важности) в рамках рутинной работы медицинского персонала, в том числе и в долгосрочной перспективе. На активное участие и вовлечение пациента или группы направлены методы совместной и развивающей оценки, делающие акцент на обсуждении возможностей, а не потребностей, непрерывном процессе стремления к здоровью, а также балансе между идиографическими и номотетическими методами оценки и между бесконтактными методами и методами взаимодействия.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть