Аннотация:В нашей стране действует стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., работает постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)”». В многонациональном и многоэтническом государстве роль журналистики в сохранении единого информационного, культурного, духовного пространства весьма значима.
Тема гармонизации межнациональных отношений находится в одном из приоритетов контент-стратегий СМИ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где проживает более 120 народностей.
В ходе проведенного исследования подробно изучено 40 материалов, опубликованных в период с 1 января 2017 г. по 05 октября 2018 г. в разных типах СМИ данного субъекта РФ: газетах «Вестник. Сургут», «Мегионские новости», «Югорское обозрение», «Варта», «Здравствуйте, Нефтеюганцы!», «Московский Комсомолец. Югра», «Аргументы и Факты. Югра»; Интернет-порталах Ugra-news.ru, РИЦ Югра, официальном сайте ОГВ г. Нижневартовск; а также ОТРК «Югра», ТРК «СургутИнтерНовости», «СургутИнформТВ». Определены четыре важные тематические направления сбалансированных по количеству журналистских текстов и сюжетов: состояние межнациональных отношений в автономном округе по итогам социологических исследований (всего 247 материалов – экспортировано из рунета 10); гармонизация межнациональных отношений (форумы, конкурсы, конференции, обмен опытом Югры, заседания специальных комиссий) (1306 и 11 соответственно); социальная адаптация мигрантов (25 – 8); межнациональные конфликты (инциденты, происшествия) (11 – 11). «Географическая карта» проанализированного контента охватывает СМИ столицы Югры Ханты-Мансийска (28 материалов) и городов округа – Сургута (5), Нефтеюганска (3), Нижневартовска (3) и Мегиона (1).
Среди освещаемых событий – проекты «Комнаты мира», «Мы – народы Севера», «Сибирская слобода», «Моя Россия», «Этноспорт» и многие др. К наиболее распространенным жанрам отнесены заметка / БЗ («без звука»), отчет, статья / сюжет. В основе всех журналистских произведений зафиксировано интервью как основной метод получения информации. В выводах исследования отмечена необходимость большей точности в формулировках, отказа от официального стиля изложения в пользу литературного разговорного, важность использования приема персонификации (раскрытие темы через историю «героя»), а также возможностей инфографики в подаче различных статистических данных.
В рамках проходившего 19-21 октября 2018 г. регионального форума «Югра многонациональная» конкурс видеороликов «Наша Югра» выявил из 26 три лучшие работы с целью постановки в ротацию телеканала «Югра» в качестве социальных роликов на тему гармонизации межнациональных отношений. Авторы яркого динамичного 22-секундного ролика-победителя расшифровали аббревиатуру – название своего города: «М.Е.Г.И.О.Н» – многонациональный, единый, гармоничный, инициативный, открытый, наш.
По образному и меткому выражению члена Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям В.Ю. Зорина, «Если Россия – это цветущий букет дружбы, то Югра – один из лучших букетов, который есть в нашей стране».