Аннотация:В данной статье освещаются особенности распределения законодательной компетенции по регулированию организации местного самоуправления в децентрализованном унитарном государстве регионального типа на примере Италии. Итальянский регионализм всегда характеризовался своим асимметричным дизайном как в плане его конституционной модели, так и реальных полномочий областей специального статута, обладающих привилегированным статусом и первичной законодательной функцией. Регулирование организации местного самоуправления в областях особого статута похоже на схему взаимоотношений (федерального центра и союзных образований) в федеративных государствах. В этой связи были сопоставлены классическая федеральная модель распределения законодательной компетенции между различными территориальными уровнями публичной власти и модель децентрализации регионального унитарного государства. В результате проведенного сравнительного анализа сделан вывод, что, несмотря на весь инновационный размах последних конституционных реформ в Италии (1999–2001 гг.), они не следовали ни четкому политическому курсу по усилению областного уровня власти (региональных образований), следуя канонам классического федерализма, ни укреплению муниципальной власти с независимым национальным конституционным статусом. Действующая конституционная модель имеет гибридные черты, но при этом она уникальна сама по себе, с чем и связан интерес к ее изучению.