Аннотация:В статье анализируются музыковедческие труды Михаэля Иосифовича Ройтерштейна в контексте смены образовательной парадигмы и формирования новой модели музыкально-теоретической подготовки будущих учителей музыки. Публикации М. И. Ройтерштейна относятся к области прикладного музыкознания, содержат оригинальные научные идеи, охватывают весь комплекс музы-
кально-теоретических дисциплин. На основе их изучения можно выявить модель музыкально-теоретической подготовки учителей музыки, в которой системообразующим элементом является анализ музыкальных произведений. Музыковед противопоставляет анализ музыкальных форм и анализ музыкальных произведений как методологически разные процедуры теоретического музыкознания. Предметом освоения в курсе музыкального анализа является музыкальный язык (в более поздней версии – язык музыки), понимаемый как система средств музыкальной выразительности, в число которых входит и музыкальная форма. Анализ рассматривается как важнейший вид учебной деятельности студентов в каждой из входящих в музыкально-теоретический цикл дисциплин. В области учения о гармонии предлагается определение, позволяющее рассматривать её как иерархическую четырёхуровневую систему. В модели музыкально-теоретической подготовки учителей музыки М. И. Ройтерштейна заложены перспективные элементы, которые могут стать основой преемственности в процессе смены образовательной парадигмы:
компетентностный подход, формирование интегративных курсов, принцип ориентации на самые современные научные представления о явлениях музыкальной практики и историческая всеохватность последней.
The article analyzes the musicological works of M. Roitershtein in the context of a change of educational paradigm and the new model of music and theoretical training of future teachers of music. His publications relate to the field of applied musicology, contain original scientific ideas, cover the entire range of music-theoretical disciplines. Based on their study one can identify the model of music-theore cal training of teachers of music,
in which the backbone element is the analysis of musical works. Musicologist opposes “the
analysis of musical forms” and “the analysis of musical works” as methodologically different procedures of the theoretical musicology. The subject of “musical analysis” is the “language
of music”, understood as a system of means of musical expression. One considered the analysis as a central form of educational activity of students in each of the included in the musical-theoretical cycle disciplines. In the doctrine of harmony proposed definition,
which allows us to consider it as a four-level hierarchical system. In the model of musical
theoretical training of music teachers by M. Roitershtein laid down promising elements that
could form the basis of continuity in the process of changing the educational paradigm:
competence approach, the concept of the formation of the integrative courses focus on the latest scientific understanding of the phenomena of musical practice in its historical
inclusiveness.