Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 15 августа 2019 г.
Аннотация:А.И. Солженицын взял на себя роль публичного политика в стране,
где уже давно не было публичной политики в общепринятом понимании.
После опубликования “Одного дня Ивана Денисовича” он обрел невероятную
известность, по сути – политический капитал. Натолкнувшись на цензурные
ограничения, он не стремился удержать себя в рамках советской легальности,
но стал использовать ее, решаясь на все более и более рискованные шаги.
Своей деятельностью Солженицын возрождал в России (СССР) политику как
общественное явление. В литературных произведениях и в публицистике он
формулировал максимы новой политической философии, а для распространения
своих работ в стране и отправки их для публикации на Запад он создал тайную
организацию “невидимок”. Ни одна диссидентская организация не обрела такого
масштаба и такой политической эффективности. Вектор солженицынских
ударов был направлен против советского социализма, но не против российской
государственности. И в этом его философия трагически не коррелировала
с реальностью. Российская государственность с 1917 по 1991 гг. была реализована
в виде советского строя. Задачу трансформации социалистической системы
в иной вид государственного управления, не разрушая самой управляемости
страною, – сформулировать в рамках диссидентских парадигм, не удавалось.
В итоге и политическая философия Солженицына не вышла за рамки российского
нигилизма. Идеологическая и по сути политическая работа Солженицына
принесла результаты: сформировалась группа населения, устойчиво негативно
относившаяся к КПСС и социализму в целом. Но этот эмоционально
насыщенный отрицательный заряд не коррелировал с представлениями о путях
создания другой политической и социально-экономической системы в стране.
К тому же интеллигенция в большинстве своем не пошла за Солженицыным, попав
под обаяние идеологии потребления и анархического (столь дорогого русскому
сердцу) понимания свободы. Никто не сделал столько для краха социализма
в СССР, сколько сделал Солженицын, но крах социализма явился одновременно
и крахом государства, которое по сути было российским. Этого-то писатель
и политик Александр Солженицын категорически не желал.