Аннотация:Возникновение науки, определяемой как этнология или антропология, относят к середине - второй половине ΧΙΧ в. Это верно и для Испании, в состав владений которой в то время входила среди прочих, еще остававшихся у нее колоний, и Куба. К этому непростому периоду относится также формирование Хосе Марти как личности и как мыслителя. В статье рассматривается значение этнографии и антропологии в идейной жизни того времени и в творчестве и мышлении Х. Марти. Положение этих наук уместно проанализировать в контексте Южной Европы, где они в большей степени, чем в англосаксонских, немецкоязычных странах и Франции, были ориентированы на изучение собственного народа и конструирование его идентичности («антропология нациестроительства», или «поиски народа»). Однако в Испании ситуация имела (и до сих пор имеет), также и в сравнении с южно-европейскими реалиями, существенную специфику, прежде всего, в силу мощных регионалистских тенденций. Кубинская антропология, формирующаяся в рамках общеиспанских процессов и инициатив как одна из региональных школ, со временем оказывается связана с национальным проектом, нашедшим политическое выражение в независимости острова, а идентитарное - в окончательном складывании национальной идентичности кубинцев («кубинскости»). на Х. Марти как философа и идеолога оказали воздействие антропологические и смежные идеи и концепции его времени (в частности эволюционизм, краузизм), а также непосредственно антропологи и этнографы, с некоторыми из которых (А. Бачильером, Э.Х. Вароной и др.) его связывали личные отношения. Этноантропология повлияла (хотя и не напрямую) на деятельность по конструированию идентичности и формированию самосознания, осмыслению исторического положения и предназначения народов (происходившему как в испании, так и в ее колониях). В работах Х. Марти (журналистских публикациях, философских и политических очерках) поднимаются ключевые проблемы расовых различий, метисации, этнической идентичности, национального самосознания и единства.