Аннотация:ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Аннотация: В данной статье рассматриваются этапы развития китайской народной песни. Основные этапы развития китайской народной песен были связаны с эпохами правления разных династий - эпоха Чжоу, Хань, троецарствие, эпоха Западная и Восточная Цзинь, эпоха Тан, эпоха Сун, эпоха Юань, эпоха Мин, эпоха Цин.
Ключевые слова: история, китайская народная песня, династии, эпохи.
STAGES OF DEVELOPMENT OF CHINESE PEOPLE'S SONGS
Abstract: In this article, the stages of the development of the Chinese folk song are considered. The main stages of the development of Chinese folk songs were associated with the epochs of various dynasties - the era of Zhou, Han, Three Kingdoms, the era of Western and Eastern Jin, the Tang era, the Song era, the Yuan era, the Ming era, the Qing era.
Key words: history, Chinese folk song, dynasties, epochs.
Китайская музыкальная фольклористика – это живое развивающееся явление, которое в лучших традициях китайской культуры отражает историческое наследие прошлых эпох. Песня имеет больное значение для традиционной народной культуры современности. Велико значение фольклора, народной песни - одной из составляющих стабильного, здорового и правильного будущего Китая.
На наш взгляд, этапы развития китайской народной песни можно подразделить на следующие:
Таблица 1
Этапы развития китайской народной песни
Даты Краткая характеристика
X – 256 г. до н.э.
Эпоха Чжоу. «Книга песен» Шицзин. Создание Музыкальной палаты.
206 г. до н.э. – 220 г. н.э. Эпоха Хань. Народные песни юэфу.
220 – 265 Троецарствие. Борьба царств Вэй, У, Шу
265 – 316 и
317 – 420 Эпоха Западная и Восточная Цзинь
618 – 907 Эпоха Тан
907 – 966 Пять династий
960 – 1279 Эпоха Сун
1271 – 1368 Эпоха Юань
1368 – 1644 Эпоха Мин
1644 – 1911 Эпоха Цин
Стремление деспотического государства укрепить свою власть проявлялось не только в политической, но и в идеологической сфере. Именно этой сферы касалась деятельность знаменитой Музыкальной Палаты. О времени ее возникновения существуют разные мнения, но, безусловно, она была организована не позднее II в. до н. э. Обязанностью чиновников Музыкальной Палаты было собирать и обрабатывать народные песни, а также создавать новые песнопения [4].
Одним из важнейших источников изучения китайского фольклора является «Книга песен» Шицзин.
Во времена далекой старины в Китае уже появилась и широко распространялась запись древних китайских песен и стихов. Это была «Шицзин» или «Книга песен». Эта замечательная книга включает в себя поэтические произведения, созданные в XI – VIII веках до нашей эры, первоисточники которых затерялись в веках. Китайская поэзия в дальнейшем развивалась под воздействием этой удивительной книги. В «Книге песен» представлена богатая культура китайского народа, панорама древнего быта, духовные интересы, обычаи того времени. В ней отражен тяжелый крестьянский труд и недовольство простых людей неравенством и угнетением со стороны князей-ванов, а также светлые человеческие чувства — дружба и любовь. В этой книге до сих пор живёт душа китайского народа [7].
Далее перейдем к анализу песен этапа развития в Эпохи Зань, в частности народных песени Юэфу.
Понятие юэфу включает в себя не только народные произведения, но и индивидуальную поэзию (авторские песни и «книжные песни», никогда не исполнявшиеся). Песни Юэфу — это не жанр, а целый комплекс жанров (заметим, что иногда сюда включают даже поэзию цы), которые объединяет близость к народной песне, особый песенно-поэтический стиль [9].
К сожалению, китайские исследователи всю историю литературных юэфу в раннеханьский период обычно сводят именно к культовым песнопениям. Исторические данные, которые имеются в нашем распоряжении, убедительно свидетельствуют о том, что поэты II—I вв. до н. э. не ограничивались обработкой только духовных гимнов. Объектом обработок и подражаний служили также народные песни различных жанров. Среди них были военные песни варварских племен и китайская любовная лирика.
Анализ «Истории династии Хань» показывает, таким образом, что наиболее древние исторические источники сознательно игнорировали ту часть поэзии, которая представляла собой подражания народной песне, — для них она не имела исторической значимости. Поэтому на основании данных ханьской истории нельзя делать вывода о распространенности лирических (авторских) юэфу в раннеханьский период.
Следующим этапом развития китайской народной песни является период – Троецарствия (220-265 в. до н.э.) [11].
В конце ханьского периода появился новый поэтический и песенный жанр — жанр пятисловных стихов, потому что в стихотворной строке вместо четырёх слов-иероглифов стало пять. Пятое слово-иероглиф придало стиху большую гибкость, выразительность, позволило языку поэзии приблизиться к разговорной речи. Этот жанр получил развитие в произведениях цзяньаньских поэтов и прежде всего поэтов из дома Цао (Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи), а также в творчестве поэтической плеяды «Семь мужей цзяньанского периода» (196–216 гг. н. э.) [12].
Важными китайскими народными песнями в такой период являются Песня Цао Пи «Яньский напев», Цао Чжи «Белый скакун», Цао Цао «Не знаем пути», Цао Цао «Хоть черепахе и долго живется».
Следующем немаловажным этапом в развитии китайской народной песни является Эпоха Западной и Восточной Цзинь (265 – 316 и 317 – 420 до н.э.).
В древнем царстве Чу на юге Китая в середине IV века до н.э. появился новый поэтический жанр относительно свободной формы, получивший название «чуцы» — «чуские строфы». Этот жанр берёт свое начало в устном народном творчестве, а крупнейшим представителем этого жанра является поэт Цюй Юань (340-278 годы до н.э.) эпохи «Воюющих царств». Цюй Юань считается первым великим поэтом Китая, родоначальником поэзии древности. Если «Книга песен» представляет собой подлинно народное безымянное творчество, то Цюй Юань положил начало возникновению авторской литературы, - сочинений имеющих индивидуального автора, а также создал свой собственный жанр, известный под названием «цы» или «саоти» по называнию поэмы «Ли Сао». Его стихи — шедевры древней китайской поэзии, сочетающие в себе богатство языка и поэтическую фантазию [10].
В периоды правления династий Суй (581 - 618), Тан (618 - 907) и в Эпоху Пяти Династий (907-960) народная песня тесно связана со всеобщим подъемом и расцветом культуры.
Жанры китайской народной песни в данную эпоху получили название «Танский стиль».
Поэзия в династии Тан (618 - 907) - это беспрецедентная система и достигает вершины в развитии поэзии. Она действительно заслуживает славы как вершины китайской народной песни. Ее ослепительную ценность составляет идеальное сочетание мысли, поэзии в соединении со звуком: это была вершина песенного искусства [4].
Авторами китайских народных песен, были не только поэты, писали поэзию люди всех сфер: от императора до чиновников, монахов, крестьян, рыбаков и даже детей. С точки зрения тем песни рассказывают о политике, военной, истории, пейзажах, уличных сценах, любви и т.д. С точки зрения стиля, существуют песни различные глубины и инициируются многочисленными и сложными жанрами. Что касается количества, собрано более 50 000 стихотворений, и никто не знает, сколько еще было потеряно [1].
Стихи китайских народных песен периода, известного как процветающая династия Тан, обладали оособой ценностью, благодаря мудрому правлению, процветающей экономике и преобладающей силе дипломатии. Эпоха наделила поэтов широким кругозором, позитивными и безудержными эмоциями и инновационным вдохновением. Есть много представителей песенной поэзии, которые можно здесь перечислить: Ли Бай имеет титул «Сверхъестественное существо поэмы». Он был гением, чьи работы были полны страсти, воображения, а также элегантности. Даже сейчас его стихи и песня «Jing Ye Si» («Мысли в тихую ночь») довольно популярны, и почти все знают, что это даже дети в возрасте двух лет. Количество его стихов превышает девять сотен [9].
В Династии Среднего Тан появилось множество поэтов, создающих китайские народные песни. В этот период было много мятежей. Поэты впоследствии отвлекли внимание посредством китайских народных песен от государственных дел к мелочам повседневной жизни и от прославления пейзажей до привязки духов и надежд.
«В годы Сунского правления формируется еще один народный песенно-разговорный жанр - шочан, который становится неотъемлемой частью развлечений городского населения. Годы правления династии Сун отмечены многочисленными мятежами и восстаниями, поэтому содержанием многих образцов народного песенно-поэтического творчества становится осуждение правящего класса, в песнях отражены идеи борьбы против насилия и воспевание подвигов восставших крестьян» [5].
К эпохе династии Юань восходят песни, содержащиеся в разделе Ли юэ чжи («Записки о ритуальной музыке») сочинения Юань ши. («История династии Юань»). Здесь же имеется первое упоминание о смычковом музыкальном инструменте под названием хуцинь 胡琴 (имеется в виду эрху), который по словам автора: «Создает музыку, подобную огню, сам инструмент – с головой дракона, имеет две струны, изогнутый смычок, при этом струны и волос смычка сделаны из конского хвоста» [6].
В эпоху Цин самой известной и по сей день китайской народной песней является «Цветок Жасмина». Первые упоминая встречаются еще в конце 18 века в эпоху Цинской династии. Со временем, слова песни менялись, появились разные варианты.
Таким образом, свое начало народные песни в Китае берут со времен V века до н.э., с произведения под названием «Книга песен». В этом сборнике было зафиксировано 305 лирических стихотворений. Следующим этапом развития традиционной китайской музыки является создание в IV веке до н.э. песенно-поэтической школы, основателем которой стал Цюй Юань. В эпоху династии Тан и Сун музыкальная наука продолжала развиваться. Композиторы писали гимны, произведения для широкой и узкой публики, лирику, воспевал китайский народ, красоту природы. В традиционном китайском написании слова «музыка» и «красота» пишутся одним и тем же иероглифом, отличаясь только в произношении. VII-XI века примечательны появлением в Китае музыкального театра и традиционной китайской оперы.
Библиографический список
1. 葛宇馨 民歌歷史研究 // 高雄市立瑞祥作者 高中二年八班-2017年。 -第17号。 -S.144-159 (ГЭ Ю Ксин народная песня // История исследования Гаосюн. 2017. - № 17. – С. 144-159)
2. Гао Бинчжун. Общая характеристика китайского фольклора. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2009. 357 с
3. Будаева Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : 17.00.02 — Музыкальное искусство. — Московская Государственная консерватория им. П.И. Чайковского Кафедра истории зарубежной музыки. — Москва: 2011. — 253 с.
4. Гао Бинчжун. Общая характеристика китайского фольклора. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2009. 357 с
5. Ген-Ир У. О совершенной музыке в странах Дальнего Востока // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. — с. 156 — 162.
6. Гун Ли. Из истории возникновения китайской профессиональной хоровой музыки // Серия 6. Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59
7. Казакова И. В. Китайская фольклористика // София. 2017. №2, ч.2. С. 83–87
8. Конфуций. Луньюй/Уроки мудрости. – М., 2007, 957 с.
9. Ли, Ханьсюн. 李汉雄 [Текст], – 乐府和汉乐府民歌//语文天地,2003. – 第13期. – 31–32页。
10. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. — начала III в. н. э.) – Изд-во «Наука». 1969. – 288 с.
11. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2003.- 268 с.
12. Лю, Хан. 刘航, 汉唐乐府中的民俗因素解析 [Текст]. – 商务印书馆, 2011。
13. Музыкальная энциклопедия (электронная версия). Раздел «Китайская музыка», авторы Виноградова Т.И., Желоховцев А.Н. М., 2006.