Обзорно-указательная система навигации образовательных ресурсов в сети Интернетстатья

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст 24Abrau2011FOK.pdf 339,4 КБ 12 ноября 2012 [Kasparinsky]

[1] Каспаринский Ф. О., Полянская Е. И. Обзорно-указательная система навигации образовательных ресурсов в сети Интернет // Научный сервис в сети Интернет: экзафлопсное будущее: Труды Международной суперкомпьютерной конференции конференции (19-24 сентября 2011 г., г. Новороссийск). — Издательство МГУ М, 2011. — С. 463–466. В 2011 году сформировалась совокупность условий для массового размещения отечественных образовательных ресурсов в сети Интернет. В соответствии с законом №293-ФЗ от 08.11.2010, для оптимизации государственного контроля над предоставлением услуг все образовательные учреждения обязаны обеспечить создание и поддержание своего официального веб-сайта в сети Интернет. Предполагается, что решению этих задач будет способствовать удешевление аппаратного инструментария информационных технологий (ИТ) и удалённое предоставление через сеть программного обеспечения для публикации пользовательских материалов (Software as a Service, SaaS). Несмотря на то, что закон №293-ФЗ не обязывает использовать официальный сайт организации для дистанционного образования, можно ожидать, что владельцы SaaS-инструментов для сетевых публикаций будут стимулировать активность пользователей в этом направлении, чтобы увеличить посещаемость принадлежащих им сайтов и доходы от демонстрации рекламы в оболочках основного информационного содержимого (контента). Эволюция информационных технологий (ИТ) привела к возникновению разнообразных средств разработки и управления контентом интернет-ресурсов (Content Management Systems, CMS), состоящих из совокупности функциональных модулей. CMS облегчают выполнение рутинных функций, связанных с автоматическим сбором, публикацией и коммерциализацией пользовательского контента. Оказание услуг в сфере образования уже занесено в списки возможностей ряда CMS. В качестве примера можно привести бесплатные Mambo, Joomla!, Drupal и платные 1C-Bitrix, S.Builder, HostCMS. Однако свойства модулей перечисленных CMS оптимизированы для сферы науки, бизнеса и развлечений, а не для выполнения дидактических функций формирования знаний (преподнесение, контроль, закрепление, повторение, обобщение и систематизация), поскольку инструментарий ИТ изначально разрабатывался для автоматизации сбора, обработки, учёта, хранения, поиска и выдачи данных пользователям. Для сетевых публикаций образовательного контента лучше приспособлены специализированные системы управления обучением (Learning Management System, LMS): Moodle, SharePoint LMS, Blackboard, ILIAS E-Learning, Competentum, QuickLessons и пр., которые возникли в результате направленной адаптации функционала CMS к стандарту SCORM2004. В соответствии с первоначальными установками ИТ, модули контента в большинстве случаев обеспечивают выполнение двух основных задач: 1) быстрое предъявление квалифицированному пользователю максимального количества доступной информации по запрашиваемой тематике; 2) организация полноценного набора интерактивных связей со скрытыми данными посредством гиперссылок и прочих элементов системы навигации. Выполнение вышеуказанных задач способствует закреплению, повторению, обобщению и систематизации знаний, однако вредит первичному восприятию информации. Как известно из трудов основоположника научной педагогики в России К.Д.Ушинского, педагогическое воздействие следует осуществлять в соответствии с законами психических явлений и обстоятельствами применения. Мы полагаем, что модули первично преподносимого контента следует реорганизовать с учетом представлений нейрофизиологии и когнитивной психологии о работе памяти человека при восприятии новой информации и перспектив распространения мобильных средств дистанционного образования.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть