Аннотация:«Умный город» - новая модель территориального развития, учитывающая растущее значение информации, инноваций и человеческого капитала. Одним из обязательных элементов «умного города» является развитая система высшего образования. Цель данной работы состояла в исследовании влияния системы высшего образования на «умные» и инновационные города. Задачи данной работы состояли в получении количественных характеристик влияния университета на «умный город». Естественным подходом к решению рассматриваемой задачи является построение индикаторов на основе показателей, характеризующих качество жизни, и рейтингов для сопоставления городов на их основе. Гипотеза исследования заключается в том, что система высшего образования положительно влияет на развитие «умных» и инновационных городов. Теоретически обоснованным методом построения индикатора определенного направления социально-экономического развития является компонентный анализ показателей, характеризующих это направление. В результате построены рейтинги российских и зарубежных городов на основе характеристик качества жизни, которые доказывают, что образование является ключевым показателем развития «умных» и инновационно развивающихся городов.