Аннотация:В статье описано изменение характера повреждаемости рельсов дефектами контактной усталости. Изложен комплексный подход к исследованию дефектов и прогнозированию ресурса рельсов. Дано краткое описание моделирования условий образования и накопления контактно-усталостных дефектов с учетом конкурирующего механизма изнашивания. Изучена микроструктура рельсов, ее изменение в процессе эксплуатации и характер роста трещин под действием изгибных напряжений. Проведены сравнительные исследования остаточных напряжений в рельсах предыдущего и нового поколений. Изложен алгоритм и результаты прогнозирования ресурса рельсов по контактно-усталостным дефектам, основанные на вероятностном подходе и возможности «переноса» результатов наблюдений за выходом рельсов по дефектам на опытном участке на другой участок пути.