Аннотация:Проведен анализ платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК), выявлены недостатки и достоинства МООК. Предложен путь дальнейшего развития и совершенствования МООК. Рассмотрена роль учебного и научного кино в МООК. Предложена модель, схема организации системы онлайн-образования с использованием массовых открытых онлайн курсов, при реализации которой можно устранить присущие массовым онлайн курсам недостатки: низкую социализацию и уровень личного контакта студентов и преподавателей, низкую мотивацию студентов и чрезмерную фрагментированность, раздробленность, несистемность обучения в рамках одной специальности. Обсуждена роль образовательных траекторий при построении программ дистанционного обучения и МООК в частности. Предложены способы построения образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий обучающегося. Уделено внимание перспективным областям: геймификации и майнд-фитнесу. Сформулированы правила для построения онлайн-образовательных систем с использованием МООК. Сформулированы основные правила по написанию учебного видео и предложена система отклика как для авторов курса, так и для слушателей для возможности улучшения видеокурса.