Помощь "хрупким государствам" сквозь призму риск-менеджмента: лабиринт объяснительных гипотезстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 19 августа 2020 г.
Аннотация:Запуск процессов политической трансформации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в ходе «Арабского пробуждения» придал новый импульс разработке проблематики «хрупких государств», занявшей видное место в политическом и экспертно-аналитическом дискурсе в прошлом десятилетии. Особенно перспективным направлением научного поиска представляется рассмотрение взаимодействия с государствами, временно утратившими устойчивость, с позиций риск-менеджмента. В категориях управления рисками в статье последовательно раскрыты ключевые дилеммы, с которыми сталкиваются внешние акторы при оказании содействия «хрупким государствам» и выборе параметров и механизмов вовлечения, таких как объемы помощи; продолжительность реализации программ и проектов; способ взаимодействия; финансовые инструменты; круг потенциальных поставщиков товаров и услуг; контрагент в стране-реципиенте; условия предоставления и приоритетные сектора. При описании дилемм сначала формулируются рабочие гипотезы, основанные на формальной логике, которые затем верифицируются с применением эмпирических данных. По результатам исследования сделан ряд выводов, определяющих потенциал, пределы и пути совершенствования методологии применения избранной аналитической призмы. Во-первых, показаны отсутствие вариантов, которые позволяли бы внешним акторам одновременно минимизировать контекстуальные, программные и репутационные риски и максимизировать потенциальные политико-стратегические и экономические дивиденды, а также готовность доноров игнорировать риск-факторы под влиянием «эгоистических» интересов. Во-вторых, продемонстрировано, что наличие контрпримеров для всех рабочих гипотез есть следствие гетерогенности как группы “хрупких государств”, отличающихся друг от друга в том, что касается детерминант, проявлений и последствий «хрупкости», так и сообщества доноров, которые, исходя из специфики своих долгосрочных национальных интересов, системы управления помощью и изменений внутриполитической и экономической конъюнктуры, зачастую по-разному оценивают риски взаимодействия с одними и теми же странами-партнерами. В-третьих, показано, что для более успешного прохождения логического лабиринта и адекватного отображения современных реалий требуется соблюдение, по меньшей мере, трех условий: 1) учет фактора усиления позиций «нетрадиционных» доноров и его влияния на стратегические расчеты стран Запада; 2) сбор максимально подробных данных о деятельности «нетрадиционных» доноров в «хрупких государствах», в том числе объемах и структуре предоставляемой ими военной помощи и помощи в области безопасности, не учитываемых в статистике Комитета содействия развитию ОЭСР; 3) изучение представлений стран-реципиентов о рисках, связанных с получением помощи извне.