Образы достойного будущего в позитивной социализации детей и подростков: модели успехастатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст 008-025_Guselceva-No3.2016.pdf 129,7 КБ 31 декабря 2018 [Marina_Guseltseva]

[1] Гусельцева М. С. Образы достойного будущего в позитивной социализации детей и подростков: модели успеха // Образовательная политика. — 2016. — № 3. — С. 8–25. Цель данной статьи – обсудить роль образов будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. Под позитивной социализацией здесь понимается комплекс культурных инструментов конструирования идентичности, социальных компетенций и гуманистических практик, включающий рефлексивную сложность, научную рациональность, навыки критического мышления, готовность к самостроительству жизненного пути и социальному активизму. Продуктом позитивной социализации являются социализированность и перспективы развития человека в том или ином типе общества. В основу статьи положена трансдисциплинарная методология опирающегося на достижения социогуманитарной постнеклассической науки культурно-аналитического подхода, с позиции которого рубеж ХХ–ХХI вв. показан как время осмысления значимости факторов культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека, в том числе эмпирически исследуется динамика от ценностей выживания к ценностям самовыражения (международный проект World Values Survey). Научная новизна статьи обусловлена трактовкой культуры с позиции культурно-аналитического подхода в качестве сложной и разноуровневой реальности, затрагивающей разные слои идентичности человека, а также рассмотрением вопросов позитивной социализации подрастающих поколений в контексте актуальных проблем модернизации российского общества. Практическая значимость статьи определяется возможностями ее использования в образовательной политике и практике социокультурной модернизации образования. Данная статья продолжает серию публикаций о феномене культуры в качестве многослойной и разноуровневой реальности, о неочевидной, но приоритетной значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике; о роли культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В фокусе внимания данной статьи – модели успеха и особенности позитивной социализации детей и подростков в тех обществах, которые продуктивно осуществили трансформации в современность.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть