Трансдисциплинарный подход в современной психологиистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 апреля 2019 г.
Аннотация:Рассматриваются ключевые трансформации современности, способствующие поиску новых методологических стратегий в психологии. Обсуждаются особенности эволюции научного знания ХХ столетия в его движении от междисциплинарности к трансдисциплинарности. Последняя предстает в качестве стратегии анализа сложных и динамичных феноменов, опирающейся на смешанные методы и контекстуально сообразное применение исследовательских оптик, заимствованных из различных смежных дисциплин. В методологическом плане трансдисциплинарность выступает основой интеграции разнообразных познавательных практик и способов исследования, а ее побочным просвещенческим эффектом становится воспитание холического мировоззрения и расширение мыслительных горизонтов. Основные концептуализации трансдисциплинарности на сегодняшний день представлены в нескольких интерпретациях. Один из основоположников данного подхода Ж. Пиаже понимал трансдисциплинарность как более высокий и сложный этап интеграции знания, нежели междисциплинарность. Современные трактовки трансдисциплинарности простираются от подчеркивания текучести познавательного пространства до общих и стремящихся к математическому выражению принципов познавательной деятельности. Трансдисциплинарное состояние современной науки характеризуется тем, что каждая дисциплина рассматривается одновременно как суверенная и открытая система; развитие познания совершается в антиномиях традиции и инновации; изменения и методологические прорывы происходят посредством заимствований опыта смежных дисциплин при сохранении собственной научной идентичности. Ключевыми характеристиками трансдисциплинарности являются познавательное движение сквозь дисциплины; принципиальная открытость дисциплинарных границ и феномен растворения доминирующих парадигм. Показано, что жизненный мир человека в транзитивном обществе демонстрирует феноменологию разнообразия, многомерности и сложности, что, в свою очередь, требует для осмысления перспективы сопоставления и интеграции знания в рамках трансдисциплинарного подхода.