Аннотация:На протяжении нескольких столетий развития науки считалось, что вопрос о природе мира относится
к области физического знания, а проблемой сознания должны заниматься философы и психологи. Но с
конца XX века появляются теории, выстраивающие общую предметную базу для двух проблем. В докладе
будут представлены основные положения теории сознания Д. Чалмерса, как возможное решение некоторых
квантово-механических парадоксов и «трудной» проблемы сознания.
1.Под «легкими» проблемами сознания принято понимать конкретные вопросы функционирования
мозга и психики, а «трудная» проблема заключается в наличии ментального мира, работу которого
сопровождает нейронная активность.
2.При рассмотрении проблемы сознания существует необходимость в выявлении различий между
высокоорганизованной симуляцией, примером которой является искусственный интеллект и естественными
ментальными переживаниями. Для этого необходимо провести различие между психическим ментальным,
которое описывает работу мозга и психики, и феноменальным ментальным, которое описывается через
вопрос «каково быть тем или иным живым существом» (аргумент «зомби» приводимый Д. Чалмерсом).
3.Если квантовой системе присуща суперпозиция состояний, тогда и мозгу наблюдателя также будет
присуща суперпозиция состояний. Таким образом редукционизм в квантовой механике непосредственно
связаны с устройством феноменального мира, когда каждое феноменальное состояние является
максимальным для восприятия одного из состояний суперпозиции микрообъекта.
4.Физический мир каузально замкнут и имеет фундаментальные законы функционирования, но
данные законы не объясняют наличие феноменального компонента. Поэтому необходимы новые
фундаментальные законы (в первую очередь психофизические), которые описывали бы зависимость
протофеноменальных свойств от физических свойств и были бы супервентны физическим законам.