Публичный финансовый контроль: выявление сущности явлениястатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 19 декабря 2019 г.
Аннотация:Финансовый контроль в доктрине финансового права понимается как термин, объединяющий любую контрольную деятельность государства и местного самоуправления в финансовой сфере. Это свидетельствует о применении отраслевого подхода к понимаю финансового контроля, при этом ученые выдвигают различные позиции, объясняющие отнесение налогового контроля, валютного контроля и контроля (надзора) со стороны Банка России, в том числе контроля в сфере денежного обращения, к разновидностям публичного финансового контроля. В настоящей статье обосновывается несостоятельность применения отраслевого подхода к финансовому контролю и предлагается сущностный подход. Ближайшее рассмотрение финансового контроля и соотнесение его с валютным, налоговым контролем и банковским надзором по предмету и целям демонстрирует их сущностные различия. Публичный финансовый контроль не объединяет различные виды публичного контроля в финансовой сфере, а является самостоятельным видом контроля наравне с налоговым и валютным. Дифференциация между контролем и надзором проводится, прежде всего, в зависимости от включения в управление финансовыми ресурсами. Обосновывается несостоятельность суждений об отнесении аудита к видам финансового контроля. Изучение нормативной базы финансового контроля позволяет утверждать, что финансовый контроль является категорией не только публичного, но и частного права и, прежде всего, финансовый контроль осуществляется собственником финансовых ресурсов как заинтересованным лицом.
Financial control in the public finance law doctrine is understood as a term that unites any control of national and local governments in financial sphere. This testifies to use of “the law branches approach” to understanding financial control, and the scientists put forward various positions for explain labelling of tax control, exchange control and supervision by the Bank of Russia, including control in the sphere of monetary circulation, as varieties of public financial control. This article proves the failure of the law branches approach use to financial control and suggests “the nature approach”. The closest study of financial control and its comparison with exchange control, tax control and banking supervision with respect to a subject-matter and objectives demonstrates their essential differences. Public financial control does not unite the various types of public control in the financial sphere, but is an independent type of control on a par with tax and exchange control. The differentiation between control and supervision is carried out, first of all, depending on inclusion into financial resources management. The case for audit as a type of financial control is unworkable. Study of the financial control framework allows us to confirm that financial control is a category not only of public law but also of private law and, first of all, financial control is carried out by an owner of financial resources as an interested person of law.