Аннотация:Статья посвящена архитектуре двух домов сталинского вре-
мени, построенных в Москве в 1940 г. известным архитектором той эпохи
Аркадием Григорьевичем Мордвиновым (1896–1964). Эти дома, один на Твер-
ской улице, а второй на улице Большая Полянка, имеют сходную постановку
на углу, отмеченную башней, однако декорация фасадов этих похожих по
объемам домов разная. Первый дом, на Тверской улице, декорирован в не-
сколько абстрактном неоклассическом стиле, в котором преобладают формы
неоренессанса, но есть и формы Ар Деко. Во втором доме, на Большой По-
лянке, внимательный взгляд различит древнерусские архитектурные мотивы.
Они представляют собой редкий, если не редчайший, образец декора в древ-
нерусском стиле сталинского времени, более того, это один из самых ранних
примеров подобной стилизации. Формы этого декора взяты, как удалось
выяснить автору статьи, из церкви Благовещения в Каргополе, построенной
в 1692 г. С большой долей уверенности можно предположить, что Мордви-
нов выбрал как образец наличники и пилястры именно этого храма потому,
что церковь Благовещения была подана как шедевр русской архитектуры
в «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, вышедшей в 1909 г. и бывшей
к моменту создания дома на Полянке единственным крупным трудом по
истории русской архитектуры. Более того, обращение Мордвинова к древ-
нерусским формам вписывается в определенную тенденцию по освоению
русской культуры вообще и русской архитектуры в частности, которую автор
фиксирует с 1939 г. Настойчивый призыв специальной и партийной прессы
к использованию русских форм и мотивов заставил Мордвинова поменять
стиль во втором из двух похожих домов и создать для этого дома причудли-
вую декорацию из мотивов древнерусского стиля, известного как «москов-
ское узорочье». До Великой Отечественной войны древнерусские формы
дома на Полянке оставались одиноким примером подобного направления,
а после войны обращение к этому стилю стало обширным и регулярным.
Ключевые слова: советская культура, советское искусство, древнерус-
ские образцы, вопрос о национальном искусстве, социалистическая ар-
хитектура, церковь Благовещения в Каргополе.