Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость)статья
Аннотация:С позиций системно-динамического подхода к мотивации достиженческой деятельности проведены два эмпирических исследования, посвященных анализу особенностей мотивации студентов, демонстрирующих три типа академических достижений: победу в предметных олимпиадах, высокие баллы по ЕГЭ и высокую академическую успеваемость в ВУЗе. Показано, что академические достижения студентов могут быть предсказаны системой мотивационных переменных, включающих мотивационно-смысловые, регуляторно-целевые, когнитивно-мотивационные и интегративно-поведенческие составляющие. Обнаружено, что при том, что все три типа достижений требуют высокой настойчивости, у победителей олимпиад и более успешных студентов в структуре мотивации более, чем у неолимпиадников и менее успешных студентов, выражена внутренняя учебная мотивация, представленная познавательной мотивацией и мотивацией достижения.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, внутренняя мотивация, мотивация достижения, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, самоэффективность, академические достижения, ЕГЭ, олимпиады, успеваемость.