Аннотация:Статья посвящена изучению роли ценностных приоритетов в процессе профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Актуальность исследования обусловлена проблемным характером решения ключевой задачи развития подросткового возраста профессионального и личностного самоопределения в условиях транзитивности и высокой неопределенности современного общества. Успешность профессионального самоопределения может быть операционализирована в форме статуса идентичности в сфере профессии (Э.Эриксон, Д.Марсиа) и личной профессиональной перспективы (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников). Задачи эмпирического исследования включали определение особенностей профессионального самоопределения подростков и изучение связи ценностных предпочтений подростков с уровнем профессионального самоопределения. Были использованы методика определения личной профессиональной перспективы Н.С.Пряжникова (в модификации О.А.Карабановой, В.С.Вологжаниной); методика определения статуса идентичности в области профессионального самоопределения Д.Марсиа в модификации О.А.Карабановой, В.Р.Орестовой; методика ценностных ориентаций С.Шварца. В исследовании приняло участие 144 человека в возрасте от 15 до 17 лет, из них 48% юношей и 52% девушек. Выявлена неравномерность становления компонентов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Выделены группы, различающиеся по статусу идентичности в сфере профессионального самоопределения. Обнаружены различия в значимости ценностей «достижения», «универсальность-толерантность», «самостоятельность мыслей» и «самостоятельность поступков» между группами подростков, различающихся по зрелости профессионального самоопределения. Полученные результаты подтверждают гипотезу о роли ценностного фактора в успешности профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Высокий статус идентичности в сфере профессии (мораторий и достигнутая идентичность) сочетается с высокой значимостью ценностей «достижения» и «универсализм-толерантность» и высокий уровень сформированности компонентов личной профессиональной перспективы – со значимостью ценностей «достижения», «самостоятельность мыслей и поступков».