Социализация естествоиспытателей в России в XVIII – первой половине XIX вв.: формирование когнитивно-институциональных структур биологических и медико-биологических наукстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 января 2020 г.
Аннотация:В данной статье на материале по истории науки в России в XVIII – первой половине XIX в. рассмотрен процесс социализации естествоиспытателей, занимавшихся изучением живой природы. В исследовании сделан акцент на персоналиях (практикующих врачах, фармацевтах, профессорах академий и университетов, агрономах и пр.) и когнитивно-институциональных структурах биологических и медико-биологических наук (кафедрах, лабораториях, экспедициях, ботанических садах, анатомических театрах, музеях и т. д.). Проведены параллели с социализацией европейских естествоиспытателей в XVI–XVIII вв. Проанализированы механизмы формирования фундамента российской науки. Рассмотрены различные типы социализации иностранных специалистов в России. Показано, как благодаря «европейскому десанту» и ускоренно готовящимся отечественным профессиональным кадрам происходило формирование российских учреждений науки и образования (Академии наук, университетов и других учебных заведений, научных и научно-практических обществ, научных комитетов при министерствах и ведомствах и пр.). Прослежены карьеры ученых, внесших заметный вклад в становление отечественных биологических наук, отмечена решающая роль врачей и фармацевтов в формировании дисциплинарной матрицы биологии (ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и т. д.). Значительное место в статье уделено деятельности естествоиспытателей в условиях экспедиций по территории Российской империи и за ее пределами, их судьбам после возвращения. Сделаны выводы, позволяющие рассматривать процесс социализации естествоиспытателей как формирование и смену системы когнитивно-институциональных структур, которая имела свою российскую специфику, свои этапы развития и свои дисциплинарные особенности. Возникновение этих структур отражало как логику развития науки, так и изменения социально-культурного контекста российского общества XVIII – первой половины XIX в.