"Собрание стародавних повестей" в традиции японских поучительных рассказов XII–XIV ввстатья Исследовательская статья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК

Работа с статьей


[1] Трубникова Н. Н., Коляда М. С. "Собрание стародавних повестей" в традиции японских поучительных рассказов xii–xiv вв // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. — 2018. — Т. 4, № 46. В ряду японских сборников поучительных рассказов сэцува Собрание стародавних повестей (Кондзяку моногатари сю, XII в.) занимает центральное место. Этот самый крупный свод рассказов содержит тексты из всех предшествующих сборников и имеет много общих рассказов со сборниками, составленными в начале XII в.: одни и те же сюжеты могли рассказываться несколько по-разному, и сложно сказать, какое изложение было первичным. Поскольку Собрание стародавних повестей содержит рассказы не только религиозной тематики, с него и Сборника бесед Ооэ (Годансё) начинается светская линия в традиции сэцува. Рассказы из Кондзяку заимствуются почти во все сборники XIII в., как буддийские, так и светские; иногда это лишь сюжетная схема, а иногда, как в случае Рассказов, собранных в Удзи (Удзи сюи моногатари) ‒ текст целиком. При этом Удзисюи – произведение, уже в большей степени ориентированное на читателя, а не на слушателя, и потому рассказы из Кондзяку в этом сборнике перерабатываются и подаются иначе. С течением времени традиция сэцува все больше старается приблизиться к высокой литературе, вместе с тем сохраняя связь с проповеднической традицией. Тематика рассказов остается очень широкой. Сборники становятся все больше авторскими произведениями. Разнообразные по проблематике и стилю изложения, все они, до начала XV в., когда традиция сходит на нет, в той или иной степени испытали влияние Собрания стародавних повестей.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть