Аннотация:О цифровом образовании в нашей стране идут дискуссии как в печатных изданиях, так и в Интернете. При этом в педагогике и педагогической психологии по мере продвижения к цифровому обществу на первый план постепенно выходят идеи, подходы, технологии, которые, так или иначе, способствуют процессу цифровизации образования. Для этого уже есть определенные предпосылки.
1. Предпосылки цифровизации образования, сложившиеся в самой системе образования, можно разделить на две группы. Первая группа – это преимущественно «цифровые» средства и методы организации научной и педагогической деятельности преподавателей и учебной деятельности обучающихся, связанные с использованием компьютеров и Интернета для выполнения различных действий, которые можно было бы выполнить, хотя и с затруднениями, без компьютера. Компьютер заменяет печатное издание учебника, пишущую машинку, калькулятор, телефон, магнитофон и др. В эту группу входят и презентации, видео-уроки, целые онлайн-курсы по различным учебным предметам.
Вторая группа предпосылок – это преимущественно «нецифровые» средства и методы организации деятельности педагогов и обучающихся, которые отрабатываются сейчас более активно в системе высшего образования и пока мало связаны с использованием компьютерных программ и Интернета. Прежде всего, это компетентностный подход [Зимняя 2006; Иванов 2007; Сутягин 2015; Троянская 2016], который все прочнее закрепляется в системе образования, особенно высшего. Поскольку в нецифровой форме компетенции пока недостаточно операционализированы [Андреев 2014], то предполагается, что в дальнейшем компьютеры (возможно, даже с использованием видеозаписей) будут фиксировать и оценивать по определенным критериям все проявления различных компетенций обучающихся, давая им количественные и качественные оценки. Ко второй группе относится также балльно-рейтинговая система, смысл которой становится понятен, если ее рассматривать как предпосылку для будущих цифровых систем алгоритмизированной оценки обучающихся по различным компетенциям. Сюда же можно отнести и технологию «портфолио» (названия могут быть разными), куда в настоящее время преподаватели и обучающиеся вносят информацию о своих достижениях (перечни публикаций, выступления и т.д.) [Гурьянова 2016; Татьяненко 2014]. В вузах нашей страны эта технология сначала стала применяться по отношению к преподавателях, а теперь и к студентам. Постепенное повышение уровня алгоритмизации компетентностного подхода, балльно-рейтинговой системы и портфолио в их взаимосвязи – это вторая группа предпосылок для перехода к «цифровому образованию».
2. Предпосылки «цифрового образования», сложившиеся на данный момент вне системы образования (тоже две группы).
Третью группу предпосылок образуют складывающиеся в настоящее время с раннего возраста у значительного числа людей навыки и привычки использования компьютера в процессе коммуникации (общение в социальных сетях), в профессиональной деятельности и в деятельности повседневной (для переписки, оплаты квитанций и т.д.), а также в качестве развлечения (компьютерные игры). Для множества людей компьютер стал неотъемлемой частью их жизни в современном мире.
Четвертая группа предпосылок цифровизации образования – это разработка технологии блокчейн и способов обработки «больших данных» (big data) [Генкин, Михеев 2017; Майер-Шенбергер, Кукьер 2014; Свон 2016]. Особенность big data в том, что это такие громадные массивы данных, которые могут быть обработаны только с использованием специальных компьютерных программ и никак иначе. В настоящее время эти технологии уже используются в сфере финансов, в маркетинге, в предвыборных кампаниях, находят применение в медицине, а через некоторое время непременно станут использоваться и в системе образования. Со временем указанные четыре группы предпосылок, развиваясь и взаимодействуя, сложатся в один «пазл» под названием «цифровое образование», где учебным процессом будет управлять своеобразный «цифровой учитель». По мере развертывания этого процесса перед педагогической психологией будут вставать всё новые вопросы. Например, как изменится учебная деятельность при взаимодействии с «цифровым учителем». Может быть, процесс учения будет восприниматься как увлекательная игра. Но трудно сказать, будут ли обучающиеся, увлеченные компьютерными играми, столь же мотивированы при «цифровом обучении» на включение в учебные компьютерные игры, а увлекающиеся свободным общением в социальных сетях будут ли столь же мотивированы на обсуждение в чатах учебного материала. А вдруг «цифровой учитель» будет чрезмерно авторитарным, не только обучающим, но и строго воспитывающим посредством фиксации в портфолио (на основе технологии блокчейн и обработки big data) всей информации об учебной деятельности обучающегося (что может привести к «учебному неврозу» или аукнуться потом при попытке поступить в вуз или на работу). Словом, сейчас уже ясно, что процессы цифровизации образования требуют пристального внимания со стороны психологов.