Политика и образование: историческая традиция и современные трансформациистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 21 мая 2019 г.
Аннотация:Цель настоящей статьи состоит в подведении итогов плодотворной и многообразной дискуссии, посвященной влиятельной интеллектуальной традиции анализа политики и образования в их взаимодействии.. Инициированная идеями Платона, Аристотеля, Конфуция, она развивалась в философии Макиавелли, Руссо, В. фон Гумбольдта, Эмерсона, Дьюи вплоть до настоящего времени. Все представители этой традиции признавали и значение публичного образования, и саму необходимость воспитания подрастающего поколения либо в целях воспроизводства социального порядка, либо для его радикальной трансформации. Современная политическая философия не составляет исключения в формировании такого подхода. Последние несколько десятилетий свидетельствуют об оживлении интереса к проблеме гражданства и к тому особому вкладу, который различные типы образовательных институтов - такие как школы и университеты - вносят в процесс создания гарантий защиты гражданских и политических прав. Недавние философские дебаты о гражданстве и образовании между сторонниками глобализации и неолиберального мирового порядка и решительными противниками подобных перспектив примечательны в том отношении, что они отражают серьезную озабоченность, связанную с политическими, культурными и социальными условиями в современном мире. Автор формулирует свою собственную позицию в отношении продолжающихся дискуссий о политике и образовании, проводя детальный анализ недавно появившихся концепций гражданского и политического образования, цель которых состоит в усилении демократической традиции в современном обществе. Наиболее важной работой в этом плане является книга Д. Дьюи “Демократия и образование” и ее последующие интерпретации в разнообразных политических и образовательных теориях (Н. Хомский, Р.М. Унгер и др.). Они свидетельствуют о том, что каждая модель демократии нуждается в особого рода образовательном обосновании.