Аннотация:В статье сделана попытка прояснить основное положение концепции идеального Э.В. Ильенкова, согласно которому идеальное является формой деятельности человека по преобразованию природы. В основу изложения положена восходящее к самому Ильенкову представление о том, что идеальное по-настоящему «живет» только в деятельности, «умирая» в готовом продукте этой деятельности (если этот продукт не вовлечен в новую деятельность). В статье эта мысль конкретизирована на примере создаваемого человеком механического движения. С этой целью в механическом движении выделены два основных аспекта, которые не проявляют себя в природном движении. Это – регулярная (прямолинейная или круговая) форма траектории и возможность достижения постоянства скорости (равномерности) движения. В статье показано, что данные идеальные аспекты не принадлежат изначально механическому движению, но лишь постепенно выявляются (создаются искусственно) в ходе исторического развития техники. В качестве основного примера рассмотрен генезис токарного станка. Кроме того, проанализирован тезис Аристотеля, согласно которому техника подражает природе; рассмотрены его судьба в средние века и раннее Новое время. Показано, что техника вступает в противоречие с тезисом Аристотеля, начиная с XV–XVI вв., вследствие реализации в механических устройствах этого периода идеального движения.
In this paper an attempt is made to explicate the main point of E. Ilyenkov’s concept of ideality, according to which ideality is a form of human activities aiming at transforming nature. The argumentation is based upon Ilyenkov’s own idea that ideality is really “alive” in activities only, dying, as it were, in the finished products (if they are not involved in new activities). In the paper, this idea is specified using an example of artificial (mechanical) motion. In motion realized in mechanical devices, two main aspects are singled out which do not manifest themselves in natural motion. These are a regular form of the trajectory and the possibility of the realization of a uniform motion. Such aspects did not belong to mechanical motion from the very outset but were gradually revealing themselves (being artificially created) in the course of technical development. To specify this thesis, the genesis of the lathe is taken into account. Besides that, a famous Aristotelian dictum “ars imitatio naturae” and its historical fate in the Middle Ages and Early Modern Times is analysed. It is shown that technique in its development from the 15th–16th centuries onwards, started to contradict this dictum which is due to the fact, that exactly at that time both ideal aspects of mechanical motion have finally become manifest.