Новые информационные технологии в социальных исследованиях: постнеклассическая парадигмастатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 августа 2016 г.

Работа с статьей


[1] Новые информационные технологии в социальных исследованиях: постнеклассическая парадигма / Г. Я. Меньшикова, Ю. П. Зинченко, А. И. Ковалев, Л. А. Шайгерова // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 3(19). — С. 25–34. В статье обсуждаются актуальные вопросы применения технологии виртуальной реальности в социальных исследованиях, в частности, при изучении процессов этнокультурной идентификации, формирования этнических и расовых установок, при разработке виртуальных аватаров для диагностики конфликтов, развитии навыков коммуникации у партнеров, принадлежащих к разным культурам, при организации виртуального взаимодействия и видеоконференций. Одним из ключевых вопросов является обсуждение необходимости использования постнеклассической парадигмы как концептуальной основы социальных исследований. Отмечается, что современные социальные исследования требуют развития новых методов, технологий и приемов на всех уровнях проведения исследования – от этапа постановки задачи, к разработке новых методов и до анализа полученных результатов. Одним из наиболее перспективных методов, стремительно развивающихся в последние годы, становится технология виртуальной реальности (ВР). В статье представлен анализ более 40 экспериментальных исследований, выполненных с применением CAVE и HMD систем виртуальной реальности. Рассматривается их использование в целях изучения особенностей вербальной и невербальной коммуникации, тренинга социальных навыков, коррекции социальной тревожности, разработки новых методов когнитивно-бихевиоральной терапии. Анализируются работы по изучению взаимодействия с виртуальными партнерами – аватарами. Обсуждаются факторы, влияющие на коммуникационные способности аватаров, их зрительный и поведенческий реализм, проблемы восприятия виртуальных людей как реальных партнеров по социальному взаимодействию. Особое внимание в статье уделено немногочисленным работам, посвященным исследованиям расовых и межэтнических установок, выполненным с помощью виртуальных систем. Обсуждаются возможности расширения практического применения технологии ВР для формирования позитивных установок и развития коммуникативных навыков в социокультурном контексте. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть