Аннотация:Народное искусство как "мир целостности" выступает видом художественной деятельности, в различных формах и жанрах, и в аспекте морфологии входит в класс специализированных областей творчества наряду с другими видами искусства: изобразительным, декоративно–прикладным, дизайном, а также зодчеством, поэзией и сценическими видами искусства и др. Вместе с тем в классическом художественном образовании и общеискусствоведческой программе изучения искусства народное искусство не имеет соответствующих норм и требований на федеральном уровне. Это связано с рядом причин, которые рассматривает Конгресс в 7 позициях и соответствующих сессиях и 12 темах обсуждения: Темы обсуждения:
1. Народное искусство как объект искусствоведения и философии искус-ства: онтологические, феноменологические, типологические, морфологические комплексы оценок художественно-творческого наследия. Критерии искусство-ведческой интерпретации произведений народного искусства: художественно-образная Картина Мира, аутентичная технико–технологическая чистота испол-нения, художественный синтез, художественная целостность. Проблема понятий.
2. Вопрос сфер применения понятий «традиционная художественная куль-тура», «народное искусство» и определения факторов и дефиниций. С одной стороны самодеятельная занятость населения закрепляется в проблемах социо-культурного регулирования; а с другой – в обеспечении процесса реконструкции художественно-образных систем средствами искусствоведческой интерпретации. Культура и искусство разделяются в профессиональных целях с одной стороны как инструменты государственной политики, а с другой – обретение пси-хологического опыта восприятия – эмпатийно-эстетических норм в сознании человека. Неразрывность и специфика связи.
3. Традиционная художественная культура – объект социально–информационного предъявления:
– условия языковой перцепции в аспекте формирования речевых практик: данная проблема включает в себя вопросы терминологии и их использование при описании картины мира в чувственных художественно-образных представ-лениях;
– достоверность информационного раскрытия традиционной культуры и искусства в средствах массовой информации, смежных видах и жанрах искусства в кино, музыке, живописи, дизайне и др.
4. Миф–фольклор–поэтика в познании Мира. Материальная и нематери-альная составные образа. Народное искусство как средство раскрытия понятия «живой мир». Типологический и методологический дискурс сохранения нацио-нальных традиций. Художественная природа категории «ансамбль как образная система».
5. Методы технико–технологической реконструкции в археологическом и этнографическом наследии и определение материального состава как художе-ственной памяти вещи. Принципы объединения данных археологии и этнографии и условия использования материалов в искусстве и искусствознании, обра-зовании, художественном и культурном проектировании, вопросы информаци-онной карты объектов искусства и др.
6. Проблемы систематизации и энциклопедизации материалов народного искусства как базы данных с целью выявления в археологическом, этнографиче-ском, технико–технологическом наследии художественного потенциала и адап-тация самих методик выявления в системах образования и воспитания. Система-тизация технологического опыта в народном искусстве является важнейшей со-ставной художественно–образной системы.
7. Народное искусство в функциях современного художественного поиска в сфере дизайна, профессиональном монументальном и декоративном искусстве, зодчестве, сценических видах искусства. Проблема понятий.
8. Теория народной художественной культуры в законодательстве, норма-тивно–правовом обеспечении, экономике ремесел, организационных формах со-хранения культурного наследия. Условия перевода базовых категорий и понятий традиционной художественной культуры в систему правовых и нормативных комплексов как способа инициирования законодательной инициативы и прин-ципов сохранения художественного и культурного наследия. Проблема понятий.
9. Этнокультурные и этнохудожественные аспекты профессионального образования. Федеральные и региональные компоненты в стандартах системы образования и воспитания и содержание программ изучения народного искусства в различных стандартах ГРНТИ (Государственной рубрикации научно–технической информации)..
10. Этнокультурное и этнохудожественное образование в России: довузов-ская специфика образовательных программ и систем дополнительного образо-вания. Дидактика видовых и жанровых форм народного искусства, связь с об-щедидактическими требованиями федеральных и региональных требований, специфика образовательных стандартов, психолого–педагогические и воспита-тельные прерогативы в изучении искусства народов России.
11. Народное искусство как живая культура и традиция – перспектива будущего. Федеральная стратегия образования, просвещения и творчества в со-хранении аутентичных традиций искусства и сложившихся российских центров народных промыслов. Этические основы общественной презентации. Модели региональных Центров ремесел как объединяющих социокультурных организаций и стратегия ресурсной методической основы развития национальных промыслов и ремесел.
12. Электронная каталогизация народного искусства как художественно–исторического феномена «образ этноса в образе нации» – научная структура формирования баз данных, аспекты информатизации, инвариантность материа-лов в среде музеефикации, мультимедиа продуктов, интернет ресурсов. Пробле-ма понятий.
Также рассматриваются вопросы международного сотрудничества.