Аннотация:III Конгресс посвящается исследованиям доктора наук, действительного члена Российской Академии Художеств, профессора по специальности изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Марии Александровне Некрасовой, сформулировавшей базовые категории народного искусства, которые лежат в основе современных изысканий в науке о народном искусстве.
Положения, введенные М.А. Некрасовой
1. Народное искусство как мир целостности (Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. М., 1982. Ее же раньше: «Искусство Палеха». М., 1966);
2. Народное искусство как тип культуры и тип художественного творчества. (Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983);
3. Народное искусство как образная система (В книге «Искусство ансамбля. Предмет, интерьер, архитектура, среда. М., 1989).
4. Народное искусство – духовная культура. Его место в современном мире. («Народное искусство России в современной культуре». М., 2003). Также во многих трудах автора.
Это важно, поскольку речь не собственно о преемственности теоретических и практических изысканий, которые проводились с конца позапрошлого и в прошлом столетии и получили особые ракурсы у В.В. Стасова, А.А. Бобринского, Ф.И. Буслаева, Г.Л. Малицкого, В.С. Воронова, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова, В.М. Василенко, других прекрасных ученых, оставивших блестящее наследие для нас сегодняшних, а о фундаментальной основе национального художественного опыта, осознания законов духовного существования, отраженных в искусстве народов России. Это тот случай, когда, чтобы разобраться в хитросплетениях этнических нюансов, исторических форм нужны категории общего плана, которые есть только в искусствоведении. В статье проводится анализ основных положений введенных М.А.Некрасовой.