Современное состояние исследований массовой коммуникации в области фантастического в России и за рубежомстатья Исследовательская статья

Работа с статьей


[1] Михайлова Л. Г. Современное состояние исследований массовой коммуникации в области фантастического в России и за рубежом // Идеи и новации. — 2018. — № 1 (10). — С. 85–96. Общепризнанным фактом является широкая популярность научной фантастики и фэнтези у читателей и зрителей. Вследствие этого возникает необходимость изучения феномена притягательности фантастической образности в современном массовом искусстве и культуре. И тут мы сталкиваемся с рядом сложностей. Так, например, российскими исследователями относительно больше внимания уделяется произведениям литературы и кинофильмам, несколько меньше исследована фантастика на телеэкране, в то время как научно-фантастическая периодика остается изученной менее всего. При этом исследован преимущественно зарубежный материал, фантастика отечественного производства во взаимодействии с аудиторией ещё должна найти своего исследователя. Обзор публикаций исследователей фантастического в сфере массовой коммуникации России можно начать с изучения влияния образов, пришедших из литературы. Фантастика как одна из наиболее популярных среди читателей ветвей литературы, тем не менее, в России довольно долгое время оставалась без значимых ориентиров этого круга чтения. Практически первый рекомендательный библиографический указатель по научной фантастике для библиотек появился в 1986 году. Около десяти лет в 1990–2000-е годы существовал специальный раздел библиографических новинок научной фантастики и фантастоведения в газете Книжное обозрение, где время от времени появлялись материалы опросов читателей. Кругу детского чтения в области фантастики, формирующему предпочтения, посвящается теперь немало работ, исследовавших феномен детского бестселлера и вымышленных миров. Однако наиболее результативным ракурсом является не изолированное изучение наиболее специализированных ниш, а, напротив, исследование синергетического воздействия на зрителей идей и различных способов выражения, разнообразных медийных платформ. Из них наиболее полно исследовано тематическое поле кинематографического воплощения фантастических образов. Наиболее существенны исследования в области мониторинга зрительской аудитории, в частности подчёркивается креативная функция фантастической образности – пробуждение творческой активности или активности к сотворчеству у значительной части поклонников. Сегодня большинство исследователей считают, что нельзя при изучении фантастики ограничиваться лишь изучением произведений, а требуется подходить к ней как к сфере коммуникации – как к дискурсивному процессу. Следует констатировать, что в настоящее время наименее изучена область специализированной отечественной периодики в области фантастики. В своем большинстве работы выполнены библиографами-любителями и представляют собой каталоги содержания профессиональных журналов и газет, публиковавших фантастические произведения. Тем не менее такие работы, собранные в России на сайте www.fandom.ru, дают богатый материал для дальнейших исследований. Представляет интерес сравнение разнообразия возможностей системы периодики в сфере фантастики в России и США. В США она отчетливо подразделяется на три группы. В первую, наиболее тиражную, входят журналы сугубо развлекательного характера, представляющие собой новинки видеопродукции в фантастических жанрах на теле- и киноэкранах, а также дающие ориентир зрителям телефильмов. Особую подгруппу здесь составляют комиксы – это не только популярное или детское развлечение, но и национальная субкультура. Вторая группа – информационные журналы типа отечественных научно-популярных, но выпускающихся форматом обычного иллюстрированного журнала на глянцевой бумаге. Третья группа фантастических журналов США – литературные журналы. И, наконец, логично довершая систему, в США существует важная группа ежеквартальных научных журналов, исследующих фантастическую сферу во всех её проявлениях. Ещё одной сферой проявления фантастической образности в СМИ ХХI века, чье воздействие постоянно нарастает, является Интернет. Это живая сфера творческого общения писателей, создателей видеопродукции с читателями и зрителями, сфера обмена новостями, публикации любительских произведений, проведения конкурсов, присуждения премий, творческой и критической рефлексии, самоанализа. В XXI веке лидером в России стал портал Фантлаб (www.fantlab.ru) с ежедневным обновлением информации и оживлённым форумом. Отличительной его чертой является склонность участников к самоанализу, где каждый участник форума получает возможность создавать и размещать свои анкеты. Таким образом, в сфере фантастики в СМИ следует отметить, по крайней мере, три наиболее перспективных направления: трансмедийное исследование восприятия фантастической образности; исследование фэндома во всех его проявлениях, а в российском Интернете – портала Фантлаб; анализ эволюции фантастической периодики. Ключевые слова: научно-фантастические журналы, фантастические телесериалы, изучение научной фантастики, аудитория фэнтези, аудитория научной фантастики, портал Фантлаб, фэндом. It is widely recognized that science fiction and fantasy are highly popular with both readers and with cinema and TV viewers. With all the controversy and ambivalence present in the field, its popularity can, in fact, be attributed to a universal property – its ability to connect things that are externally far apart and even seemingly incompatible, and to initiate and forever resume the interaction of cultures. Therefore, studying the phenomenon of the appeal of fantastic imagery in contemporary mass art and culture becomes an important challenge. In approaching this task, we are faced with a number of problems. For example, Russian researchers have given relatively more attention to literature and cinema. Sci-fi and fantasy on TV screens have been studied somewhat less, while science fiction periodicals remain the least researched area of all. Whatever studies exist, they are predominantly of foreign origin. Russian science fiction and its interaction with its audience are still waiting for their observer. The review of publications authored by researchers of sci-fi and fantasy in mass communications of Russia can be started with a study of the impact of images originating in literature. In spite of the fact that science fiction and fantasy have been one of the most popular literary fields in Russia, there have been no meaningful reading guidelines in this field for a long time. The first reference bibliographical index of science fiction for libraries appeared in 1986. For about ten years in the 1990s–2000s, there was a special section of new books in science fiction and science fiction studies in the Review of Books newspaper, which from time to time published materials based on readership surveys. More recently, children’s books in the field of sci-fi and fantasy that form overall reading preferences have become a focus of many current works which explore the phenomena of the children’s bestseller and of the fictional worlds. But the best results are achieved not by isolated studies of the most specialized niches, but, rather, by studies of the synergetic impact on readers and viewers of ideas and different means of expression, as well as of different media platforms. Of those, after literature, the best-researched field is that of cinematic implementation of fantastical images. And here, gradually, we are witnessing a movement, if not exactly to the foreground but at least in that direction, of audience studies emphasizing the creative function of fantastic imagery – the awakening of creative activity or of ability to co-create in a considerable part of fans. Today, most of the researchers believe that in studying sci-fi and fantasy one should not be limited to the study of texts. Instead, science fiction and fantasy should be treated as a sphere of communication and a discursive process. One can state that at present, the least researched area in science fiction and fantasy studies in Russia is that of specialized Russian science fiction periodicals. The existing works have been mostly performed by non-professional bibliographers and are basically represented by content indices of professional journals and newspapers which have published science fiction and fantasy writings. Nevertheless, such works collected in Russia at the www.fandom.ru Internet site offer a lot of material for further studies. It is interesting to compare this situation with the broad spectrum of publishing and reading opportunities provided by science fiction and fantasy periodicals in the USA. They fall into four distinct groups. The first group with currently the widest circulation includes magazines of a purely entertaining nature which present new video products in the sci-fi and fantasy genres for television and movie theatre screens, as well as provide guidance to viewers of television films. A special sub-group of this group is represented by cartoons, which are not only a popular kind of children’s entertainment but also a national subculture. The second group is made up of information magazines which resemble Russian popular science periodicals, but come out in the format of ordinary illustrated magazines on glossy paper. The third group of science fiction and fantasy periodicals in the US includes literary journals. And, finally, as an element logically completing the system, there is an important group of quarterly science journals which explore the fantastic in all its forms and dimensions. One more sphere of manifestation of fantastic imagery in the 21st century media is the Internet whose impact is constantly growing. It is a lively sphere of creative communication between writers and authors of video products and readers and viewers, – a sphere for the exchange of news, publication of amateur writing, the organization of competitions, awarding of prizes, creative and critical reflection, and self-analysis. In the 21st century, Internet leadership in Russia has been taken by the Fantlab portal (www.fantlab.ru), which provides daily information updates and a lively discussion forum. Its characteristic feature is the participants’ interest in self-analysis, so every forum participant has the opportunity to create and post their own questionnaires. In conclusion, it can be stated that the sphere of the fantastic in the mass media is currently offering at least three most promising research directions: transmedia research of the perception of fantastical imagery, research of fandom in all of its manifestations, including the study of the Russian Fantlab Internet portal, and research of the evolution of science fiction and fantasy periodicals. Key words: science fiction magazines, science fiction and fantasy television series, science fiction studies, fantasy audience, science fiction audience, Fantlab portal, fandom.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть