Аннотация:Статья посвящена вопросу новой роли университетов в современном обществе знаний, где высшие учебные заведения представляют собой один из ключевых инструментов поддержки и усиления экономического развития. Авторами рассмотрена эволюция моделей взаимодействия университетов и бизнес-сообщества на основе опыта ведущих стран. В статье сформулированы ключевые факторы успеха университетов США в области развития предпринимательской деятельности, а также факторы, способствующие развитию предпринимательской функции в университетах Европы, Азиатского региона и Латинской Америки. Особое внимание авторами уделено концепции предпринимательского университета Б.Кларка, одного из наиболее известных и признанных разработчиков данной концепции. Основываясь на проведенном научном исследовании эволюции формирования предпринимательских университетов за рубежом, а также на базе концепции предпринимательских университетов Б.Кларка, авторами разработаны критерии отнесения российских ВУЗов к категории предпринимательского университета с учетом современных процессов формирования Федеральных Университетов (ФУ) и Национальных Исследовательских Университетов (НИУ).